21 ноября отмечается Всемирный день телевидения. Это праздник всех, кто имеет отношение к телевизионному процессу: от журналистов, операторов, монтажеров, редакторов, техников до редакций и телекомпаний. О своей телевизионной судьбе рассказал Андрей Лаптев.
Андрей, расскажите, как телевидение пришло в вашу жизнь.
- Все началось с театра. Тогда я около 15 лет занимался в местной театральной студии. После премьеры «Чайки», которую мы ставили в «Современнике», ко мне подошла главный редактор кабельного телевидения и пригласила на пробы: «Андрей, приходи завтра на пробочку – нам диктор нужен».
Я пришел пробоваться на программу «Сюрприз»: нужно было просто зачитывать поздравления. Несмотря на весь сценический опыт, я буквально «умер» перед камерой - речевой аппарат свело от волнения. Но все же осилил несколько поздравлений, и меня пригласили на следующий день на запись программы.
И задержались в профессии на несколько десятилетий. Какой путь вы прошли?
- Сначала работал диктором, затем был ведущим прямого эфира нескольких программ, журналистом и 12 лет главным редактором.
В какой из указанных профессий вам было комфортнее всего?
- Наверное, когда работал журналистом. Это та профессия, где и ноги кормят, и голова должна соображать.
Как удалось избавиться от страха перед камерой?
- Это дело привычки. Со временем камера становится для тебя собеседником - нас так учили относиться к объективу.
Работа в СМИ, особенно на ТВ, - это тяжелый труд, несмотря на видимую легкость. Согласны?
- Абсолютно согласен. Телевидение – это чудо, к которому мы привыкли. Но только представьте и осознайте: я дома, в Кирово-Чепецке, с кружкой чая сижу и смотрю, как, к примеру, в Нью-Йорке играют в хоккей в прямом эфире. Невероятно.
Мы привыкли к тому, что телевидение есть всегда. Но как только отключается ТВ-сигнал, начинается паника: раздается огромное количество звонков от абонентов. Поэтому то, что в маленьком городе есть свое телевидение – это еще одно чудо, которое было создано 30 лет назад с нуля и делало свои передачи о жизни города, а не «гнало» чужой контент, чтобы просто собирать с населения деньги.
И все же какие сложности профессии вы отметите?
- Основная сложность для журналиста в маленьком городе – скудность информационных поводов. Как их найти, когда все на виду и все всё знают? И нужно, чтобы на ежедневный новостной выпуск хватило этих инфоповодов.
У телевизионщиков ненормированный рабочий день, что нередко отражается на личной жизни. Мне, к счастью, в этом смысле повезло – семья меня во всем поддерживала и понимала. Бывает и избыток общения, поскольку круг знакомств расширяется донельзя. Быть медийной личностью, пусть и в масштабах Кирово-Чепецка, - это непросто. На улицу в грязных джинсах уже не выйдешь, потому что слишком пристальное внимание к тебе.
Давайте теперь о плюсах профессии.
- Во-первых, это люди, с которыми меня свела работа на ТВ, а общение с ними вышло за рамки рабочих. Кроме того, это связи и полезные знакомства. В этой профессии нет места лени, безразличию, что очень важно. Нужно всегда быть в тонусе, в развитии – крутить педали, как велосипедисту: стоит остановиться – и сразу упал.
30 лет в телевидении – это же полжизни. Не жалеете?
- Не все 30 лет я посвятил только телевидению. Я застал время, когда нужно было выживать. 15 лет работал электриком в центральной заводской лаборатории химзавода. Мой день строился так: с 6.00 до 17.00 – на заводе, с 17.30 – на АКТВ, потом я бежал подрабатывать в магазин до 10 вечера. И только спустя годы телевидение стало основным местом работы. И, конечно, я не жалею. Без телевидения я свою жизнь не представляю. Оно сильно изменило меня: стал относиться к себе строже, больше времени уделять саморазвитию.
В чем залог успеха на телевидении?
- Телевидение - это коллективный продукт. Это не только те, кто на виду и в кадре: журналисты, ведущие, операторы, - но и монтажеры, техники, редакторы, рекламщики, бухгалтеры и т.д., объединенные общей творческой задачей. И чтобы с ней хорошо справляться, нужно понимать важность коллективного, командного труда.
Поделитесь моментами телевизионной кухни.
- Пожалуй, самая нестандартная ситуация случилась со мной во время программы «Вечерком», которую мы вели вдвоем с девушкой. Она в прямом эфире внезапно потеряла сознание. Оператор эфира быстро сориентировался и переключил камеру на меня. Я с волнением зачитывал текст ведущей, а краем глаза видел, как мою коллегу откачивают за кадром. Все обошлось.
Были и смешные случаи. Однажды в программе «Розыгрыш» мы с соведущей так крутанули барабан, в котором находились свернутые бумажки, что все они разлетелись по студии. И нам в прямом эфире пришлось на коленях собирать их и складывать обратно, чтобы сохранить чистоту процесса розыгрыша призов.
Насколько изменилось телевидение в нашем городе, на ваш взгляд?
- Абсолютно изменилась техническая составляющая. Сейчас уже мало кто вспомнит, что такое VHS-кассета, многокилограммовые камеры и громоздкие штативы; видеомагнитофоны, которые «перегоняют» видео в реальном времени. Но думаю, что лучшие традиции отношения к делу сохранены, особенно в новостях. Мы не делаем сенсацию из аварии или протекающей крыши, потому что в ДТП могут оказаться наши знакомые, а крыша протечь в доме у друга.
Есть ли жизнь после ТВ?
- Конечно, есть. Я ушел с телевидения, но не бросил это дело: сейчас провожу экскурсии на телеканале. Остались в моей жизни и любимые увлечения: работаю заместителем директора СЮТур, а также продолжаю играть в театре.
Андрей, что пожелаете коллегам по телевизионному цеху в день профессионального праздника?
- Больше новостных поводов, желательно хороших. А еще – здоровья! Это, казалось бы, дежурное пожелание в нынешнее время обрело особый смысл. Пожелаю вдохновения, быть понятными и нужными зрителям, ведь мы работаем именно для них, и непреходящего желания работать!
ДОСЬЕ
ФИО: Лаптев Андрей Александрович
Год рождения: 1959
Стаж работы на телевидении: 30 лет
Хобби: водный туризм, театральное искусство
Любимый ТВ-канал: «Культура», спортивные, АКТВ
Любимая книга: «Мастер и Маргарита»
Беседовала Людмила Резвова