Баяндур Хачатрян не первый год ремонтирует дворы и тротуары в Кирово-Чепецке. Он поделился мнением, как сделать дороги ровными, а тротуары удобными.
Баяндур Адибекович, откуда вы родом и когда приехали в Кировскую область?
- Я родился в Армении, в селе Астхадзор, что в 127 километрах от Еревана. В России живу с 1994 года, в Кирове - с 2008 года. Здесь организовал семейный бизнес, занимаемся дорожно-строительными работами. Мои сыновья выросли, получили высшее образование в Кирове и продолжают начатое мною дело. Старший сын занимается технической стороной, а младший - офисной работой: договорами, документацией и переговорами.
Почему выбрали дорожно-строительный бизнес?
- Дорожное строительство - чисто мужская профессия. Важная, востребованная, от которой зависит качество жизни людей. Результат труда виден сразу и надолго, и это приносит удовлетворение от проделанной работы.
Какой у вас был первый объект в Кирово-Чепецке?
- В 2020 году мы устанавливали бордюры на проспекте Мира. Это было сделано в рамках субподряда с АО «Вятавтодор».
То есть, вы сотрудничаете с другими дорожно-строительными компаниями?
- Мы работаем вместе с такими крупнейшими компаниями в регионе, как АО «Вятавтодор» и КССК.
Как вы оцениваете состояние дорог и тротуаров в Кирово-Чепецке? Работы -непочатый край?
- Этот год я оцениваю очень положительно. Обоим направлениям - и тротуарам, и улицам - администрация города уделила много внимания и провела большую работу. Если такой темп сохранится еще два-три года, то асфальт будет повсюду: и на тротуарах, и на дорогах, и во дворах Кирово-Чепецка.
А с чем, по-вашему, связаны такие масштабные работы по асфальтированию?
- С хорошим финансированием. Насколько мне известно, любой муниципалитет получает средства на ремонт дорог и тротуаров из различных источников - это субсидии из регионального и федерального бюджета, гранты, национальные программы. В Кирово-Чепецке компания «Уралхим» вносит значительные суммы в местный бюджет и делает инвестиции в развитие инфраструктуры.
С какого момента вы начинаете работу над контрактом?
- С момента участия в аукционе. В моих интересах как подрядчика ежедневно мониторить сайт закупок, не только в Кирово-Чепецке, но и в других регионах. Если появляются аукционы, мы тщательно изучаем условия и сравниваем цены. Выезжаем на место, чтобы оценить объект и понять объемы работ. Затем подаем заявку на конкурс вместе с другими подрядчиками, и победитель получает контракт.
С финансовыми рисками, аукционными и сезонными скачками цен вам приходится сталкиваться?
- Случается, зимой или в апреле мы выигрываем аукцион, а летом цены на материалы значительно возрастают. В таких случаях мы несем дополнительные расходы, никто не компенсирует нам эти затраты.
В этом дорожно-строительном сезоне сколько договоров вы заключили в Кирово-Чепецке? Сколько у вас работало человек?
- Этим летом мы подписали 16 контрактов. В Кирово-Чепецке работала бригада из 12 асфальтировщиков, шести механизаторов и водителей, а также сотрудники строительного отдела, начальник ПТО, геодезист и прораб. То есть команда полностью соответствует штатному расписанию.
Какие проблемы возникают с ремонтом тротуаров?
- В Кирово-Чепецке большинство оснований тротуаров выполнены из бетона. Во время демонтажа бордюров повреждается бетонное основание, это создает лишний объем задач, замедляет работу.
Каковы причины срывов графика работ у подрядчиков?
- Основное препятствие - погодные условия. В 2022 году произошел сбой графика из-за дефицита строительных материалов, особенно цемента. Цены на бетон, брусчатку, бордюр и другие стройматериалы выросли, что тоже повлияло на сроки. В этом году все работы были завершены досрочно.
Гарантийный срок - четыре года. А сколько лет действительно будет служить асфальт?
- Наш асфальт прослужит долго, если в зимний период его не повредят гусеничными тракторами, которые могут использовать для уборки снега. При правильном уходе, без использования соли, асфальт может прослужить около 25 лет.
Вы уверены в том, что везете в город хороший асфальт?
- Мы применяем новый европейский стандарт асфальта, который проходит лабораторные испытания. При каждой погрузке в машину лаборант берет пробу асфальта. После завершения работ делается вырубка для проверки в лаборатории. Контролируются плотность, толщина, водопоглощение и отсутствие микротрещин. Это зависит от количества проходов катка и температуры. Важно строго следовать всем технологическим процессам, что мы и делаем.
Продолжите ли работу в нашем городе в следующем году?
- Обязательно буду участвовать в аукционах.
В этом году вы ремонтировали улицы Утробина, Володарского, Ленина, Красноармейскую, Победы, Алексея Некрасова, Мелиораторов, проспект Кирова. Есть негативные отзывы жителей?
- Нет. Такого не было никогда. С жильцами домов я всегда общий язык находил. Мы стараемся учитывать мнения жильцов. Одни хотят в будущем видеть здесь парковку, другие просят изменить положение бордюров. Прислушиваемся, чтобы все было максимально удобно для людей - им здесь жить и пользоваться этими тротуарами.
Хочу поблагодарить всех местных жителей, которые оказали поддержку и содействие в нашей работе. Особенно тех, кто предоставил нам помещение для хранения инструментов, поделился водой в жаркие дни и проявил понимание и терпение, когда наша техника работала до поздней ночи. Без вашей помощи и поддержки наша работа была бы гораздо сложнее.
Вы родились в Армении. Поддерживаете связь с домом? Стал ли вам родным наш край?
- Больше половины своей жизни я прожил в России, но чем старше становлюсь, тем сильнее тянет туда, где родился. Там много родственников, с которыми я поддерживаю связь. Мы ездим друг к другу на свадьбы и на похороны, разделяем и радость, и горе. Но вся моя семья: мама, дети, внуки, братья и сестры, племянники - живут здесь. В Кирове, где я живу, у меня друзья и коллеги. И Киров, и Кирово-Чепецк считаю родным домом, поэтому все, что я делаю, - делаю для своей семьи, для своего дома, для земли, на которой живу.
Досье
ФИО: Хачатрян Баяндур Адибекович
Дата рождения: 1 января 1965 года
Образование: высшее экономическое, университет г. Еревана
Семейное положение: женат, трое детей, внуки
Увлечения: свободное время посвящает внукам
Любимая книга: по истории Армении
Девиз: «Никогда не лгать и не позволять себя обманывать»
Беседовала Майя Ефремова
фото: Майя Ефремова
... Наш асфальт прослужит долго, если в зимний период его не повредят гусеничными тракторами, которые могут использовать для уборки снега. При правильном уходе, без использования соли, асфальт может прослужить около 25 лет...
Ну мужик дает, когда это у нас в городе по тротуарам ползала гусеничная техника. В последние годы бульдозер видел только в районе кладбища в Каркино, когда он равнял площадку под будущие захоронения на другой стороне дороги в прошлом году. А так, сохраню статью, чтобы наглядно убедиться насколько профессионально выполнена работа. За нынешнее состояние отремонтированных тротуаров СПАСИБО, хотелось бы длительного состояния в таком виде, посмотрим, жизнЯ покажет.