В недалеком прошлом единственным развлечением в небольших населенных пунктах была гармонь. В каждой деревне был свой гармонист, а гармонный промысел стал доходным делом. Об этом рассказывает Геннадий Рязанов, потомок гармонных мастеров из деревни Ветошкино Филипповского сельского поселения.
Геннадий Филиппович, кто занимался изготовлением гармоней в вашей семье?
- Мой дед Терентий Васильевич Рязанов освоил ремесло гармонного мастера, когда ему было 20 лет. Отец его был пильщиком и приучал сына к этому ремеслу, но по личному влечению Терентий Рязанов занялся гармонным делом.
Он где-то выучился этому ремеслу?
- На обучение ездил в село Истобенское, заплатил за месяц учебы пять рублей. Для того чтобы можно было выехать за пределы своего села, Терентий получил паспорт, в котором указано: возраст 20 лет; рост 2 аршина 5 вершков (164,2 см); волосы, брови светло-русые; глаза серые; нос, рот умеренные; лицо чистое. Паспорт, выданный 1 марта 1877 года, сохранился по сей день.
Как сложилась династия?
- Дед обучил своих сыновей Семена, Андрея и Филиппа - моего отца. Изготовляли гармошки с нуля. Делали корпуса, выполняли отделку. Без всяких консерваторий набивали голоса. А дочь Терентия Васильевича вышла замуж, и в той семье тоже изготовляли гармони.
Изготовлением гармоней на продажу можно было содержать семью?
- Оборотный капитал составлял 100 рублей в год. За 10 рублей можно было купить коня. Работа велась с середины сентября до Пасхи и летом в дождливые дни. Зимой рабочий день начинался в 6 утра и продолжался до 21 часа, а если была срочная работа, то работали и дольше, до «полутьмы». Гармони продавали на базарах, на дому, а часть брали скупщики для продажи в Сибири. Цена варьировалась от 3,5 до 8 рублей за штуку, в зависимости от типа гармони. На изготовление одной гармони уходило от 2 до 6 дней.
Вас отец научил делать гармони?
- Я в школе в Широковцах учился, после уроков помогал отцу в мастерской клеить меха, рубить углы и зажимать под пресс. Слух у меня с детства хороший, я помогал настраивать голоса.
Сами собрать гармонь смогли бы?
- Знаю, запомнил, сделать смогу. Мастером, правда, не стал. Стал гармонистом.
Про вас говорят, что вы один из лучших гармонистов в округе.
- Когда я родился, братья отца сразу сделали мне гармонь, и к шести годам я уже самостоятельно на свадьбах играл. Гармонь легкая была. Потом на хромку перешел. Она тяжелая, там медные планки. А в 90-х годах в Филиппове занял первое место на конкурсе «Играй, гармонь!» А гармонистов тогда в каждой деревне не по одному было.
Говорят, гармонист - первый парень на деревне. Как вы познакомились с будущей супругой?
- Она училась тогда в девятом классе и пришла с подружками на вечерку в деревню Голодаево. Я, как увидел ее, сразу спросил у знакомых, что это за девочка. И на первую плясовую пригласил ее, потом проводил. Мы с ней прожили вместе 69 лет.
Вы поженились до или после вашей службы в армии?
- Меня призвали в 1953 году. Служил три года и три месяца в австрийском городе. За музыкальный слух и пальцы, которые привыкли перебирать кнопки гармони, меня взяли телеграфистом. В части была австрийская гармошка, и я играл на ней «Яблочко», а один солдат по фамилии Миронов хорошо плясал.
Ходил в увольнение в цирк. Как-то сержант разрешил попробовать настоящее австрийское пиво. Хорошо помню вкус - качество отличное. В армии я получал 40 шиллингов, купил гобелен «Мишки в лесу», и он до сих пор висит на стене в деревенском доме. Своей невесте привез австрийский шелк на платье. Вернулся домой в 1956 году, а в следующем году мы поженились.
Гармонь тогда была единственным развлечением в деревнях. Где собиралась молодежь?
- Собирались по субботам и воскресеньям и еще в маленькое воскресенье, как мы называли среду. Работу в колхозе заканчивали поздно. После ужина возьму гармонь, выйду из дома и начинаю играть. Услышат люди, как где-то заиграет гармонь, так и сходятся. В деревнях клубов не было. Зимой нас в конторы пускали. Электричества не было, и по очереди носили лампы керосиновые. Летом плясали на улице. Расходились засветло, поспать некогда было - надо на работу идти.
Обязательно на вечерки приходили зрители, молодежь без зрителей не плясала. Деревенские женщины придут, по лавкам усядутся, а молодые наплясывают. Все было культурно, ведь если что-то случится, то наутро вся деревня говорить будет. Пьяными не приходили: купить - денег не было, бражку не поставить - сахара нет.
Какие мелодии вы играли на вечорках?
- «Плясовая первая», «Прохожая Просницкая», «Плясовая вторая», «Кругом» - так назывались в те времена пляски на гуляньях. Был танец, когда парни и девушки пляшут вместе с переходами. Другой - где одни девчата собираются. В круг встают, за руки держатся, ногами дробь отбивают и поют.
О чем раньше были песни? Вспомните хоть пару строчек.
- «Все ходил, да любовался - все веселая была. Ходить не стал - затосковала сероглазая моя».
У вас сохранилась гармонь, сделанная Рязановыми?
- У меня стоит гармонь хромка, которую сделал мой родственник из деревни Бегичи Степан Филиппович Глызин в 1951 году. Я не брал ее в руки лет пять. Очень она мне нравится: корпус удобный, голос приятный, - но пальцы уже не те.
Геннадий Филиппович, что самое главное в гармони?
- Голос, чтобы она плакала и пела. Гармонь всегда была с людьми и в горе, и в радости. Гармонь - это живая душа.
Досье
ФИО: Рязанов Геннадий Филиппович
Дата рождения: 23 января 1934 года
Семейное положение: вдовец, две дочери
Награды: первое место на конкурсе гармонистов «Играй, гармонь!» в 1990 году в Филиппове
Фото: Майя Ефремова
Беседовала Майя Ефремова
Интересное интервью, спасибо!