Накануне Дня учителя поговорили с директором гимназии № 1 Александром Ходыревым.
Александр Петрович, для ребенка первый учитель – кто он?
- Дети по-разному воспринимают первого учителя. Но они его помнят всю жизнь. Я с теплотой вспоминаю Алевтину Семеновну Галкину, свою первую учительницу. Она работала во второй школе. В меру строгая, справедливая, знающая свой предмет. Я воспринимал ее, конечно, не как маму, но как очень близкого человека, который поможет, объяснит. Первый учитель воспринимается как главный человек, который знает все, который рядом, как и родители.
Как на протяжении многих лет гимназии №1 удается быть одной из самых престижных школ города?
- Любая школа — это такой очень сложный механизм, который включает в себя очень много разных составляющих. Это образовательная деятельность, финансово - хозяйственная, безопасность и еще очень много всего. 20 июня 1990 года решением нашего горисполкома было принято решение открыть школу, в которой дети бы учились не так, как в других. Для этого необходимо было создать соответствующий педагогический коллектив, который сложился и на сегодняшний день, его костяк сохраняется. Возьмем любую школу, если там создан развивающийся коллектив, там есть результат, и не имеет значение, гимназия это, лицей или школа.
Главная задача гимназии?
- Главная задача гимназии - создать такие условия, в которых детям было бы хорошо и комфортно учиться и проживать в этих стенах большую часть жизни, чтобы дети получили очень мощный старт в жизнь. Школа - как стартовая площадка. Человек в свои 60, 70, 100 лет школу вспоминает как место, где ему дали то, что ему стало необходимо в дальнейшем.
Какие цели должны быть достигнуты?
- Чтобы дети хорошо сдавали государственные экзамены, могли поступить в хороший вуз, получить хорошую специальность, чувствовали себя комфортно в жизни. А как ребенок может получить все эти блага? При каких условиях? При очень простых условиях: если будет хорошо в школе учиться, после в институте, колледже. В таком институте, который дает востребованную специальность. В этом смысле школа — это Alma mater (мать кормящая).
Какие институты сейчас востребованы?
- Сейчас востребованы технические специальности. Государство нуждается в «технарях» и приоритетно оказывает на это очень мощное влияние.
Директор — это менеджер, организатор, педагог, личность?
- Это прежде всего хозяин. Одно время решили, что директором школы может быть менеджер даже без педагогического образования. Было такое веяние. Главное, чтобы было тепло, светло, чисто, чтобы дети были накормлены. Хозяин — человек, который трепетно и ответственно относится к своему делу. В отношении к тому, что здесь происходит. То есть не формально относится к делу, а так, чтобы каждый день был интересный, не только для себя, для всех. В таком хозяине должны сосредоточиться и менеджер, и педагог обязательно, и много еще кто. Кто бы что ни говорил, но директор школы обязательно должен быть еще и педагогом.
Вы уроки ведете?
- Без уроков я свое дело просто не представляю. Как можно работать в школе, не участвуя с детьми в их образовании? Это невероятно. Какое управление школой, если напрямую, что называется, их не слышишь и не слушаешь? Я получаю огромное удовольствие, когда прихожу к детям на урок.
У вас есть собственные методики наработанные, чтобы, например, написать книгу о воспитании?
- Есть у меня книжки, разработки, статьи разные по педагогическим вопросам. Мне кажется, этим должны заниматься ученые, я больше люблю работать «на земле», что называется, практически. Я не большой любитель теорий, их много. Конечно, очень умные люди их написали, но это не перекладывается прямо на мою деятельность. Любой учитель, как и любой человек, индивидуален. Взять двух учителей одного предмета и поставить рядом, а они разные, не только внешне, но и оба работают по-разному. У каждого складывается своя методическая система, она складывается годами, не сразу, с опытом. Опыт начинает накапливаться с первых шагов педагогической деятельности. И в школе у нас, надо отдать должное традициям нашей гимназии, положительный опыт учителей всегда поддерживается.
Почему вы выбрали деятельность педагогическую?
- Мне думается, что Господь Бог так распорядился. У меня не было какого-либо желания стать учителем. Родители у меня самые простые: папа всю жизнь водителем на скорой помощи отработал, мама на заводе. Судьба - просто это мое дело в этой жизни.
Вы стали учителем по воле случая?
- У нас учителя во 2-й школе были хорошие. У меня была пятерка по любимому французскому. Валентина Дмитриевна Иванкова, моя учительница по французскому языку, всегда производила на меня впечатление, интересно преподавая предмет. Думаю, она в какой-то степени повлияла на мой выбор факультета иностранных языков.
Вы привыкли к директорскому креслу за двадцать лет?
- Если кто-то думает, что школа — это какая-то статичность, однообразность, то это глубокое заблуждение. Во всяком случае в нашей школе. У нас каждый день движение, всегда что-то организуется: какие-то мероприятия, концерты, олимпиады, конкурсы, работа с вузами. Сейчас налаживаем работу инженерных классов. В проекте участвуют гимназия, вуз, предприятие «Т Плюс». И так каждый день. И на протяжение этих 20 лет вот такая динамика у меня. Конечно, к чему-то привык. Но жизнь в гимназии пестрая, интересная и разная, привыкать к новому приходится ежедневно.
Какой вы видите гимназию в ближайшем будущем?
- Вижу развивающейся, беспокойной, в хорошем смысле этого слова, когда никто не сидит сложа руки, все работают слаженно и качественно. Мы воплотили много идей. Из последнего - это технопарк Кванториум, благодаря нацпроекту «Образование». На этом не остановились, создали коворкинг. Весь четвертый этаж второго корпуса гимназии теперь предлагает детям разнообразные образовательные возможности. Сейчас задумали большой проект — создание Ботанического сада. Хочется еще много сделать. Конечно, мечтаю, чтобы гимназия оставалась современной, с работоспособным, активным, неравнодушным коллективом. Техника, оборудование — хорошо, но главное, это учитель, обладающий неиссякаемой верой в профессию.
Какой у вас коллектив?
- У нас талантливые, современные и сердечные учителя. Я не устаю говорить слова благодарности нашим педагогам. Много задач сейчас стоит перед учителями, много нагрузки, ответственности, напряженной работы. Но наши учителя молодцы. И тот костяк, который у нас сложился, надежный. Родители стремятся привести к нам своих детей, и это о чем-то говорит.
Какие чувства вы испытываете, когда гимназист учится в последнем классе?
- Счастье. Когда ребенок приходит в первый класс мы точно не знаем, какой результат получится. В 11 классе смотришь на «результат» и сердце наполняется непередаваемым радостным ощущением. В каждом выпускнике есть частичка наших учителей. А потом, когда дети поступают в вуз, приходят и рассказывают, как у них все получается, замуж выходят, женятся, детей рожают, своих детей уже в гимназию приводят - все это вызывает очень мощную радость и удовлетворение. Смотришь на детишек и вспоминаешь их первый класс. И всю вот эту эпопею с учебой в школе, радости и печали, победы и неудачи. Когда ребенок получает аттестат, в котором пятерки и четверки, когда вручаешь медаль, когда радуешься их успехам на экзаменах - это счастье.
А современные дети какие? Виртуальная реальность заманчива, как держать с детьми контакт в реальности?
- Да, конечно, у современных детей сейчас есть все: телефон, компьютер и выход в интернет. Жизнь ребенка проходит через определенные периоды. В начальной школе дети учатся охотно, им все интересно. Они учатся, книжки носят разные, очень часто никак не связанные с уроками, телефоном пользуются дозировано. В среднем звене совершенно другое. Виртуальная реальность - очень мощный инструмент, который перетягивает ребенка среднего звена. Школа с этим пытается бороться. Для подростка очень важно общение, а телефон с интернетом — прекрасная для этого возможность. В старшем звене ребенок начинает понимать, что остается мало времени и надо много успеть до окончания школы. Вспоминает, что детство не вечное, оно заканчивается и нужно думать о будущем. Цели становятся уже «взрослые»: сдать хорошо ЕГЭ, поступить на бюджет и отлично закончить вуз или колледж.
Школа — очень важный этап в жизни ребенка. Главное средство учителя – это слово. С детьми надо разговаривать и слушать, слышать. Дети ищут пути и очень часть говорят нам важные вещи. А мы их иногда не слышим в силу разных причин. Поэтому важно создать такую систему в школе, чтобы ребенок находил именно в ней ответы на разные вопросы. Для этого в гимназии есть разные специалисты. Главное ребенка вовремя поддержать, разъяснить, не вешать на него какие-то ярлыки. Просто надо разобраться и помочь.
А в целом современные дети такие же нормальные, как были и раньше. И будут всегда такие. Дети есть дети. Так Бог устроил, что ребенок через определенные этапы проходит, их никак ни миновать. Дети у нас хорошие. Не только в гимназии - вообще.
Оснащение оборудованием образовательных организаций с каждым годом улучшается?
- Оборудования сейчас в школах много. Бывает, оно поступает неожиданно, по различным программам. Сейчас много конкурсов, и можно получить значительные суммы на развитие. В нашем городе компания «Уралхим» этим активно занимается. Руководители предприятия молодцы, что придумали такую поддержку. Есть благотворительные фонды ведущих предприятий, таких как «Движение», кирпичный завод и другие, которые также оказывают поддержку. И большое спасибо за это!
У вас хватает времени читать или смотреть фильмы?
- Я люблю старые фильмы. Пересматриваю советское кино. Книги читаю меньше, в основном специальную литературу, связанную с работой. Люблю Булгакова перечитывать. «Мастер и Маргарита» - мой самый любимый роман. Люблю «французов», Бальзака, например. К сожалению, сейчас читаю художественную литературу реже. В основном литературу по работе.
А как вы отдыхаете?
- Путешествуя, я отвлекаюсь, отдыхаю. Раньше нравилось ездить за границу, последние несколько лет исколесили страну, от Калининграда до Байкала, от Соловков до Чечни и Дагестана. Люди везде одинаковые, говорят только на разных языках. Путешествовать можно и бюджетно. Это очень интересно.
Что лично для вас гимназия?
- О школе, о гимназии я могу говорить очень много. Это моя жизнь. Большую часть жизни я с гимназией. Пришел в нее еще будучи студентом так и остался. Позвала меня работать Раиса Васильевна Бессолицина, в ту пору заместитель директора. В гимназию требовался учитель латинского языка. Она приехала к нам на факультет и попросила педагогов кафедры найти ей учителя латинского. Гимназия для меня такой же дом, как тот, в котором я живу.
Что вы пожелаете учителям в День учителя?
- Не успокаиваться на достигнутых успехах, оставаться такими же талантливыми и сердечными, заботливыми и терпеливыми. Желаю крепкого здоровья, бодрости тела и силы духа. Желаю, чтобы труд учителя заслуженно оценивался, уважался государством, детьми и родителями. Пусть у учителя будет все хорошо, тогда и у страны будет все хорошо!
Досье
ФИО: Ходырев Александр Петрович
Дата рождения: 14 февраля 1969 года
Достижения: директор высшей категории, учитель иностранных языков высшей категории, почетный работник общего образования, лауреат премии им. Я.Ф. Терещенко
Любимая книга: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
Увлечения: путешествия
Кредо: Ut sementum faceris, ita metes. Что посеешь, то и пожнешь.
Беседовала Майя Ефремова