Все о Кирово-Чепецке
и его жителях
12+
Скачать газету
Как над Чепцой зажегся Вечный огонь
05 мая 2025
3
453

В 1975 году комитет ВЛКСМ Кирово-Чепецкого химкомбината организовал велопробег, посвященный 30-летию Победы, для доставки Вечного огня с Мамаева кургана. Одним из четырех комсомольцев, доставивших огонь, был Александр Лаптев.

Александр Леонидович, расскажите о себе.

- Я родился в 1953 году в деревне Баси́хе Куменского района, которая сейчас относится к Кирово-Чепецкому району. В 1960 году родители переехали в Кирово-Чепецк. В юности пытался поступить в летное училище, но не прошел по состоянию здоровья. Устроился на химкомбинат электриком, потом в конструкторское бюро, где проработал 35 лет. Часть из них был руководителем группы хроматографических приборов ОКБ КИПиА. 17 лет на пенсии, но продолжаю работать.

Расскажите о вашем участии в велопробеге. Чья это была идея?

- Идея провести велопробег возникла у комсомольцев химзавода, энтузиастов-велосипедистов. Это Вячеслав Сиволапов, Евгений Зараменских, Халит Тажетдинов - врач МСЧ-52, и я. Мы хотели выразить уважение погибшим землякам и внести свой вклад в торжественное открытие мемориала в Кирово-Чепецке. Прошло полвека, не все участники велопробега дожили до этого времени. Халит Тажетдинов живет в Краснодарском крае и по-прежнему активно занимается велосипедным спортом.

Как проходила подготовка к велопробегу?

- Апрель 1975 года выдался очень дождливым, мы даже сшили себе полиэтиленовые костюмы. Но со дня выезда 26 апреля установилась ясная солнечная, а местами даже жаркая погода.

Тщательно проработали этапы маршрута, распределили обязанности, подготовили снаряжение. Большую поддержку нам оказал комитет ВЛКСМ, администрация завода предоставила административные отпуска, профсоюзный комитет снабдил тушенкой и консервированными болгарскими голубцами.

Это был ваш первый велопробег?

- За два года до этого троим уже довелось участвовать в велопробеге по маршруту Киров – Одесса, который мы прошли на велосипедах за 14 дней, поэтому считали себя корифеями, но потом оказалось, что зря так считали.

Вы велосипедисты-любители или спортсмены?

- Мы все немного увлекались спортом. Кстати, у меня есть личный рекорд — 35 лет я ходил на работу пешком и ни разу не воспользовался транспортом.

Как вы собирались везти огонь?

- Нами совместно с конструкторским отделом и механическим участком цеха ОКБ КИПиА был разработан и изготовлен незатухающий факел (аналог олимпийского факела) для зажжения его на мемориале в Волгограде. Комитетом ВЛКСМ химзавода, в частности, заместителем секретаря комитета Игорем Созонтовым были заготовлены письма для городских комитетов ВЛКСМ по пути нашего следования до Волгограда с просьбой о содействии нам в этом патриотическом мероприятии.

Нам устроили торжественные проводы на площади у ДК «Дружба». Под аккомпанемент духового оркестра мы резво стартовали, окрыленные оказанным доверием.

Где пролегал маршрут?

- Он проходил до реки Волги, а далее вдоль нее до Волгограда. В дороге не все шло гладко, были проблемы с ночлегом и питанием, но в то время это казалось малозначительным.

Трудно было в пути?

- Дорога крепко выматывала. На весенних дорогах были ямы и колдобины; вибрации от руля доводили до того, что руки не чувствовали ложку - мы держали ее в сжатом кулаке и следили взглядом за ней.

Вначале проезжали по 190-200 километров в сутки, но потом начались крутые подъемы и пронизывающие встречные ветра. Первомайский праздник встретили в городе Сызрани. Приняли участие в демонстрации с местной командой велосипедистов.

Последний день перед Волгоградом мы с семи утра до девяти вечера проехали около 50 завершающих километров, при этом у всех оказались частично порваны связки на икрах. Счастье, что среди нас был врач. Халит Зиякович с помощью мазей и массажей восстанавливал нам способность передвигаться. Почти половину крутейших подъемов - «тягунов» мы плелись пешком. 

Сколько времени занял путь до Волгограда?

- Девять дней. По прибытии стали ждать своей очереди. Таких, как мы, было 48 команд: кто на мотоциклах, кто на байдарках, кто на парусных яхтах. Патриотическое движение в Советском Союзе было на высоте.

Огонь в нашем факеле был торжественно зажжен на площади Павших Борцов от Вечного огня у братских могил советских воинов. Рядом выстроились в шеренги солдаты в парадной форме и пионеры с горнами и барабанами. После церемонии зажжения огня нас сопроводили с эскортом в обратный путь.

Огнем от факела мы зажгли специально приготовленную для этого керосиновую лампу и так везли до Кирова, постоянно поддерживая в ней незатухающее пламя. В Киров прибыли 8 мая. Из-за этой горящей лампы нас не пустили на ночлег в гостиницу «Вятка». Пришлось переночевать на вокзале. 

Как вас встречали в Кирово-Чепецке?

- 9 мая из Кирово-Чепецка, несмотря на дождь, за нами прибыла празднично украшенная двухрядная колонна мотоциклистов. И мы во главе этой колонны в сопровождении эскорта ГАИ на предельной для нас скорости прибыли в родной город. Кстати, сшитые на случай дождя костюмы нам пригодились в этот последний день на родной Вятской земле. К тому времени у открываемого мемориала собрался, наверное, весь город.

Кому было доверено зажечь огонь?

- От огня нашей лампы я зажег факел и передал его в руки Якова Филимоновича Терещенко, которому было доверено открытие мемориала и зажжение Вечного огня в нашем городе вместе с ветеранами-фронтовиками - полным кавалером ордена Славы Павлом Мироновичем Зориным и Александром Васильевичем Орловым. Они же первыми встали в почетный караул у Вечного огня.

Ваш велопробег - это вдохновляющий пример для молодежи. Что вы пожелаете землякам в год 80-летия Победы?

- Мы никогда не должны забывать того, что совершили наши предки во имя свободы, чести и мирной жизни. В первую очередь пожелаю жителям Кирово-Чепецка мира, хотя его порой приходится отстаивать. Пусть Великая Победа вдохновляет молодое поколение на хорошие поступки и беззаветную любовь к Родине.

Беседовала Майя Ефремова

 

ДОСЬЕ

ФИО: Лаптев Александр Леонидович

Дата рождения: 12 августа 1953 года

Награды: знак «Ветеран атомной энергетики и промышленности»

Семейное положение: женат

Увлечения: разведение рыб, садоводство, консервирование, путешествия

Теги:
Комментарии
Алексей Зор н 2025-05-05 19:26:03

очень интересное интервью тем более от сослуживца!

Гость 2025-05-05 11:45:38

Зараменских Е.Г. уже нет с нами...

Наталья 2025-05-05 10:30:44

Отлично!!!

Добавить комментарий
Последние комментарии
Смысл строить капитальную платформу, если нам (жителям) не зайдёт... Хлопнуть кучу деньжищ на инфраструктуру, которой потом никто не будет пользоваться при дефицитном городском бюджете... Ну такое себе решение. Если будет пассажиропоток и активное пользование данным видом транспорта, то и платформу сделают достойную и дорогу заасфальтируют.
Электричка в Кирово-Чепецке становится реальностью
Посмотрим 2025-05-16 11:04:13
Я в сомнении в эффективности данного варианта транспортного сообщения с Кировым, но давайте посмотрим как будет, вдруг землякам понравится.
Электричка в Кирово-Чепецке становится реальностью
Гость 2025-05-16 08:36:10
...Борис Петрович испытывал настоящую страсть к велосипедам у него были модели от простых прогулочных до спортивных, а еще чешский мопед марки «Ява»...

В те годы Чехия называлась Чехословакией или ЧССР. Вроде выпускали не мопеды, а мотоциклы Jawa, хотя может быть мопеды тоже выпускали.

...Зверев любил скорость: стремительно гонял на спортивном скутере по волнам рек Чепцы и Вятки.

Такого слова как спортивный скутер тем более его речной вариант, в СССР тех лет и даже позже не существовало.

Ему нравились авторы, чьи произведения в те годы находились под негласным запретом. Поскольку их творчество официально не публиковалось, жена Вера Михайловна вручную перепечатывала их на пишущей машинке.
Не может быть, за хранение такой литературы и перепечатывание на печатной машинке с подкладкой до пяти копирок, шестая копировка плохо пропечатывалась, а это на минуточку распространение, владельцу такой литературы грозил тюремный срок. Тем более партийному руководителю негоже такими делами заниматься.

...Там я выбрала шикарные вишневого цвета туфли на шпильке чешской фабрики «Cebo», стоившие целых 32 рубля — сумма по тем временам весьма ощутимая, — делится воспоминаниями дочь Зверева.

Туфли, пусть даже чехословацкие за 32 рубля это что-то из разряда не верю или такого не может быть, хотя до денежной реформы 1961 года вполне себе годная цена, после 1961 года 3 рубля 20 копеек.
Знакомый и незнакомый Борис Петрович Зверев
Й 2025-05-15 22:55:03
Чудны дела в нашем доме.
Электричка в Кирово-Чепецке становится реальностью
Старожил. 2025-05-15 21:51:47
Спасибо * 2025-05-15 18:02:26. за разъяснение. На дворе точно XXI век и проходит его добрая четверть? Наверное до 1913 года в Российской Империи о.п. без зданий вокзалов были лучше? Китайские, японские, французские поезда едут со скоростью от 350 до 600 км/ч с космическими вокзалами, а нам пока радоваться о.п.ам из добра и палок.
Электричка в Кирово-Чепецке становится реальностью
Й 2025-05-15 18:52:56