Все о Кирово-Чепецке
и его жителях
12+
Скачать газету
Классная – это мудрая вторая мама
08 ноября 2024
0
262

Сорок пять педагогов Кировской области получили благодарность правительства Кировской области за воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, ответственности, гордости за свою малую Родину, за воспитание активной жизненной позиции.

Среди награжденных - учитель истории и обществознания школы № 4 Кирово-Чепецка Вера Зорина, амбассадор Всероссийского форума классных руководителей 2023 года.

Какой он – современный классный руководитель? И с чего начинается воспитание любви к малой родине?

Вера Владимировна, у вас есть и другие достижения - благодарственное письмо президента РФ, звание «Почетный работник общего образования».  Какое место эта награда заняла в вашей копилке?

- Награда за вклад в развитие малой Родины – оценка того, что мы делаем здесь последние несколько лет, и моего труда тоже. Благодарственное письмо президента РФ – за вклад в работу в качестве амбассадора Форума классных руководителей. Звание «Почетный работник общего образования» - оценка профессиональных качеств учителя. У каждой награды есть то, за что ее дали, каждая имеет свое значение и каждая по-своему дорога. Конечно, педагоги трудятся не за награды, а потому что любят свое дело, но когда работу еще и оценивают, это означает, что путь выбран правильно.

Как для себя вы определяется этот путь педагога? Какой он?

-  Это общий с моими учениками, воспитанниками путь. Я с ними расту. Дети меня учат, а я свои знания передаю им, вместе мы создаем новое, движемся вперед, радуемся победам. В каждой из них есть частичка и моих знаний, моей поддержки. Моя миссия как педагога – учась самой, учить других. А если  говорить о коллегах, можно вспомнить, что у Форума классных руководителей есть девиз: «Горим, не выгорая». Мы стараемся зажечь огонь в других, и чтобы это пламя разгоралось.

В 2023 году вы стали амбассадором, то есть послом, Форума классных руководителей в Кировской области. Год прошел – работа закончилась? Или продолжается?

- Конечно, продолжается!  Совсем недавно, 30 октября, мы провели первый окружной форум классных руководителей в западном образовательном округе Кировской области, сейчас планируем следующую встречу в другом округе. Все это - подготовка к региональному форму классных руководителей, который мы организуем совместно с Институтом развития образования в марте. И это точно не разовая акция, а уже наша жизнь.

Чем вы делитесь а форуме?

- Опытом! На форуме, а он именно по классному руководству, все педагоги могут поделиться своими наработками. Я рассказываю о том, что умею, чему могу научить других, в то же время, беру на заметку то, что могу применить в своей практике. Обмен практикой и общение – вот цель форума.  

Что бы вы, как классный руководитель с большим опытом, хотели передать другим классным мамам и папам?

- Наверное, главная мысль - каждый класс как новая страница. То, что было актуально для одного коллектива, может не сработать на другом. Мои 11-классники выпустились из школы, сейчас у меня 5-классники, и мы с ними заново начинаем путь, узнаем друг друга, выстраиваем новую воспитательную стратегию.  

В чем ее цель? Чего хотите от класса?

-  Чтобы класс стал не просто дружным, а как маленькая семья, чтобы в ней все были друг за друга, радовались успехам вместе, а в неудачах умели поддержать ближнего. Этому надо учить детей.

Очень похоже на принципы воспитания Антона Макаренко и Василия Сухомлинского…

- Верно! А мы и не изобретаем новое, мы берем то, что хорошо работало  раньше. В век интернета дети сильно разобщены, хочется их обратно соединить. С другой стороны, это все те же дети, активные, любознательные живчики, которые хотят общаться, дружить, и в силах классного руководителя помочь им стать этой школьной семьей.

Какие приемы, методики срабатывают?

- На классных часах мы обсуждаем общие проблемы, разбираемся в конфликтных ситуациях, ищем причины, почему так произошло. Я учу детей не замалчивать, не ябедничать и не выяснять отношения «за углом», а проговаривать вслух, если есть недовольство. При этом нужно быть очень острожной, чтобы не задеть чувства маленьких людей, и внимательной, чтобы понять, когда, наоборот, ситуацию не стоит выносить на общее обозрение, а нужно проговорить один на один.

У нас с 11-класникм было выражение: «Пойти пошептаться». Ребята знали, что  это разговор тет-а-тет, когда можно поделиться своей проблемой. Мне близки принципы воспитания Макаренко: не все надо выносить на коллектив, есть то, что стоит решать точечно, один на один. Так что классному руководителю приходится быть мудрой, как мама, задача которой  - помочь ребенку найти выход из любого сложного положения. А главный инструмент – вовремя сказанное доброе слово.

Восприимчивы ли современные дети, увлеченные интернетом, к вашему желанию создать школьную семью? 

- Да! Мы с девочками-пятиклассницами уже шептались – убирали телефоны, садились в кружок и обо всем разговаривали. Сначала девочки были немного зажаты, но после раскрылись, начали говорить про классные дела, о себе – обо всем! С мальчиками приходится работать немного по-другому – им нужно указать путь, по которому они пойдут. И они тоже прислушиваются, стараются измениться, если коллектив указывает на их ошибки.   

С 11-классниками мы «гоняли чаи». Ребята ставили чайник, садились кружком и разговаривали. Оказалось, что для них это важно – поговорить на любые темы. Я верю, что дети вышли из школы с теплотой, у них не перечеркнуты воспоминания об учебе, и мне, как классному руководителю, это приятно.

От чего зависит успех в работе классного руководителя?

- От желания самого классного руководителя. Если он отмахивается, не вникает в дела класса, не чувствует настроения детей, не организует их, не объясняет, что и зачем, результата не будет. Буквально сегодня мы с детьми решали, когда будем проводить чаепитие, они сами выбирали дату, сами будут участвовать в программе праздника – и все, они вовлечены, им интересно. Мы обсудили с ребятами мероприятия ноября, и они распределись, кто над чем будет работать. Классная жизнь – это такое сотворчество, содружество и событийность.

А если в коллективе появляется хулиган? Как действовать классному руководителю?

-  Для меня лучшая методика – поговорить, узнать причину, убедить ребенка, что выбранный путь приведет к печальным последствиям. Прислушиваются. Стараются измениться. Дети откликаются на внимание и доброту. И, конечно, важно, какой фундамент был заложен в начальной школе. Мне повезло - коллеги уже поработали, все мои классы сплоченные.

А если этого фундамента в начальной школе не заложено? Можно его построить?

- Можно, главное заинтересованность самого классного руководителя. Если есть первая неудача, важно не опустить руки, работать дальше. Обычно дети отзываются, им интересно, глаза горят, а раз горят – можно горы свернуть!

Какой у вас класс по счету?

- Нынешние пятиклассники – мой третий выпуск, который я полностью доведу до 11 класса. А до этого было еще классное руководство в 10, 11 классах, в ВАПКе. Повторяющихся классов нет. Одни и те же способы сплочения не везде срабатывают, под каждый класс приходится подстраиваться, а детям иногда приходится подстраиваться под классного руководителя.

Какая роль у родителей?

- Родители – это поддержка, они в курсе того, что происходит, и поддерживают и детей, и педагога. И все вместе взаимодействуют.

Вы из педагогической династии. Ваши бабушка, мама – педагоги. Какой их совет вам помогает находить ключик к сердцам детей?

- Уважение надо заработать, а это только на личном примере. Если педагог требует, чтобы ребята  хорошо учились, то они должны видеть, что и учитель трудится на совесть, получает благодарности, награды за свою работу. Дети, глядя на учителя, тоже стараются стать лучше.

У мамы, преподавателя русского языка и литературы, я научилась быть ответственной и дисциплинированной. Для меня она образец настоящего учителя. Бабушку, педагога начальных классов и русского языка и литературы, дети любили за мягкость и душевность. Наверное, эти качества мне достались от нее. Вот так мои близкие передали мне все лучшие педагогические знания и наработки.

И в четвертую школу вы пришли сюда по стопам бабушки и мамы?

- Бабушка здесь работала со дня открытия, здесь учились мой папа и его братья, мы с братом, мама работает. И я осталась. Современные здания школ красивые, но они без атмосферы, на мой взгляд. А здесь есть душа. И я просто ее люблю!

Это и есть начало патриотического воспитания? Ученики видят любовь учителя к школе, городу - и тоже любят это место. Так это работает?

- Думаю, так! Мои коллеги по Форуму классных руководителей хорошо запомнили, что я из Кирово-Чепецка, потому что, когда представляюсь, всегда называю наш город, после - Кировскую область. И дети, выступая, с гордостью говорят: «Мы из Кирово-Чепецка, школы №4». Наша школа старейшая в городе. Мои выпускники проводили ее 65-летний юбилей, и это для них точно многое значит. А сегодняшние пятиклассники знают, когда у школы день рождения. Это и есть маленький патриотизм.

За что вы любите свой город?

- Я здесь родилась. Всегда говорю ребятам: «Родину не выбирают». Чтобы она стала лучше, каждый может постараться вложить в ее процветание частичку своего труда.  

А если говорить о вашем предмете, что бы вы хотели передать детям?

- Знания! Истрия не терпит сослагательного наклонения. Мы должны знать историю своей страны, без знания о прошлом не может быть будущего.

С какими посланием вы, как амбассадор, посол Форума классных руководителей, обратились бы сейчас к педагогам? 

- Классный руководитель – тот человек, который сумеет вокруг себя собрать коллектив, зажжет его и поведет за собой. Это увлекающийся человек, личность. Желаю всем классным руководителям продолжать любить свою работу и верить в своих детей.

А как не перегореть классному руководителю?

- Искать занятие по душе, для отдыха. Я собираю колокольчики. Первый появился во время круиза по Волге, тогда я привезла домой первые 5 колокольчиков, сейчас в моей коллекции их 53.  Нет ни одного похожего звучания! И это тоже прекрасно! Так и мы все разные, но мы можем быть счастливыми вместе. Все зависит от нас.

 

Анкета гостя

Вера Владимировна Зорина

06.04.1975

Учитель истории и обществознания школы № 4 Кирово-Чепецка

Педагогический стаж – 32 года

Любимая книга: «Два капитана» В. Каверина

Настольная книга: «Педагогическая поэма» А. Макаренко

Хобби: коллекционирование колокольчиков, путешествия

Девиз: «Под лежачий камень вода не течет».

 

Беседовала Ольга Величко

фото предоставлено Верой Зориной

Теги:
Комментарии
Добавить комментарий
Последние комментарии
Как любит говорить официальное лицо, а вот у них в Америке... В конституции США за 200 с лишним лет не передвинули ни одной запятой.
12 декабря — День Конституции: история праздника и его значение
Й 2024-12-12 13:44:24
Как всегда будет виноват водитель. А сбитый олень не при делах
Автобус сбил пешехода на улице 60 лет Октября
Лапландия 2024-12-12 13:33:16
Между прочим, есть информация, что в 1993 году число проголосовавших "ЗА" было меньше и то, что не хватило, накрутили. Поэтому чему радоваться, живем по сомнительному главному закону страны, который может в любой момент быть отменен и соответственно, все последующее.
Вот как-то так.
Ну и пример, как он соблюдается властью.

Кто объявляет войну по Конституции РФ?
В соответствии с ст. 102 Конституции РФ относится к ведению СФ. В соответствии с ст. 87 Конституции Президент РФ вводит военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии, с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД.
12 декабря — День Конституции: история праздника и его значение
Гость 2024-12-12 11:01:00
Family look: что это такое? Family look – это прекрасный способ объединить свою семью с помощью модной одежды и аксессуаров. Чаще всего родственников, одетых в одинаковую одежду, можно видеть на фото-сетах, которые посвящены каким-либо тематическим идеям, к примеру, день рождения или другой праздник

Какая-то дискриминация прекрасной половины человечества представлена на фото, глава семейства навязал двум представителям противоположного пола свой стиль одежды, а почему не наоборот, все в стандартной женской одежде, если мужику показать нечего, то двум другим, надеюсь, есть что....
В области стартовал конкурс «Модный город»
Гость 2024-12-12 05:51:20
Какая мода? Мода это в Лондоне-Нью-Йорке-Париже. Модный город К-Ч был в конце 70х середине 80х годов, когда продавали годные и модные тряпки из соцстран и по великому блату из Финляндии. Ходили в этом модные, тогда говорили - как инкубаторские (имелось ввиду все одинаково одеты).
В области стартовал конкурс «Модный город»
й 2024-12-11 20:46:02