Сорок пять педагогов Кировской области получили благодарность правительства Кировской области за воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, ответственности, гордости за свою малую Родину, за воспитание активной жизненной позиции.
Среди награжденных - учитель истории и обществознания школы № 4 Кирово-Чепецка Вера Зорина, амбассадор Всероссийского форума классных руководителей 2023 года.
Какой он – современный классный руководитель? И с чего начинается воспитание любви к малой родине?
Вера Владимировна, у вас есть и другие достижения - благодарственное письмо президента РФ, звание «Почетный работник общего образования». Какое место эта награда заняла в вашей копилке?
- Награда за вклад в развитие малой Родины – оценка того, что мы делаем здесь последние несколько лет, и моего труда тоже. Благодарственное письмо президента РФ – за вклад в работу в качестве амбассадора Форума классных руководителей. Звание «Почетный работник общего образования» - оценка профессиональных качеств учителя. У каждой награды есть то, за что ее дали, каждая имеет свое значение и каждая по-своему дорога. Конечно, педагоги трудятся не за награды, а потому что любят свое дело, но когда работу еще и оценивают, это означает, что путь выбран правильно.
Как для себя вы определяется этот путь педагога? Какой он?
- Это общий с моими учениками, воспитанниками путь. Я с ними расту. Дети меня учат, а я свои знания передаю им, вместе мы создаем новое, движемся вперед, радуемся победам. В каждой из них есть частичка и моих знаний, моей поддержки. Моя миссия как педагога – учась самой, учить других. А если говорить о коллегах, можно вспомнить, что у Форума классных руководителей есть девиз: «Горим, не выгорая». Мы стараемся зажечь огонь в других, и чтобы это пламя разгоралось.
В 2023 году вы стали амбассадором, то есть послом, Форума классных руководителей в Кировской области. Год прошел – работа закончилась? Или продолжается?
- Конечно, продолжается! Совсем недавно, 30 октября, мы провели первый окружной форум классных руководителей в западном образовательном округе Кировской области, сейчас планируем следующую встречу в другом округе. Все это - подготовка к региональному форму классных руководителей, который мы организуем совместно с Институтом развития образования в марте. И это точно не разовая акция, а уже наша жизнь.
Чем вы делитесь а форуме?
- Опытом! На форуме, а он именно по классному руководству, все педагоги могут поделиться своими наработками. Я рассказываю о том, что умею, чему могу научить других, в то же время, беру на заметку то, что могу применить в своей практике. Обмен практикой и общение – вот цель форума.
Что бы вы, как классный руководитель с большим опытом, хотели передать другим классным мамам и папам?
- Наверное, главная мысль - каждый класс как новая страница. То, что было актуально для одного коллектива, может не сработать на другом. Мои 11-классники выпустились из школы, сейчас у меня 5-классники, и мы с ними заново начинаем путь, узнаем друг друга, выстраиваем новую воспитательную стратегию.
В чем ее цель? Чего хотите от класса?
- Чтобы класс стал не просто дружным, а как маленькая семья, чтобы в ней все были друг за друга, радовались успехам вместе, а в неудачах умели поддержать ближнего. Этому надо учить детей.
Очень похоже на принципы воспитания Антона Макаренко и Василия Сухомлинского…
- Верно! А мы и не изобретаем новое, мы берем то, что хорошо работало раньше. В век интернета дети сильно разобщены, хочется их обратно соединить. С другой стороны, это все те же дети, активные, любознательные живчики, которые хотят общаться, дружить, и в силах классного руководителя помочь им стать этой школьной семьей.
Какие приемы, методики срабатывают?
- На классных часах мы обсуждаем общие проблемы, разбираемся в конфликтных ситуациях, ищем причины, почему так произошло. Я учу детей не замалчивать, не ябедничать и не выяснять отношения «за углом», а проговаривать вслух, если есть недовольство. При этом нужно быть очень острожной, чтобы не задеть чувства маленьких людей, и внимательной, чтобы понять, когда, наоборот, ситуацию не стоит выносить на общее обозрение, а нужно проговорить один на один.
У нас с 11-класникм было выражение: «Пойти пошептаться». Ребята знали, что это разговор тет-а-тет, когда можно поделиться своей проблемой. Мне близки принципы воспитания Макаренко: не все надо выносить на коллектив, есть то, что стоит решать точечно, один на один. Так что классному руководителю приходится быть мудрой, как мама, задача которой - помочь ребенку найти выход из любого сложного положения. А главный инструмент – вовремя сказанное доброе слово.
Восприимчивы ли современные дети, увлеченные интернетом, к вашему желанию создать школьную семью?
- Да! Мы с девочками-пятиклассницами уже шептались – убирали телефоны, садились в кружок и обо всем разговаривали. Сначала девочки были немного зажаты, но после раскрылись, начали говорить про классные дела, о себе – обо всем! С мальчиками приходится работать немного по-другому – им нужно указать путь, по которому они пойдут. И они тоже прислушиваются, стараются измениться, если коллектив указывает на их ошибки.
С 11-классниками мы «гоняли чаи». Ребята ставили чайник, садились кружком и разговаривали. Оказалось, что для них это важно – поговорить на любые темы. Я верю, что дети вышли из школы с теплотой, у них не перечеркнуты воспоминания об учебе, и мне, как классному руководителю, это приятно.
От чего зависит успех в работе классного руководителя?
- От желания самого классного руководителя. Если он отмахивается, не вникает в дела класса, не чувствует настроения детей, не организует их, не объясняет, что и зачем, результата не будет. Буквально сегодня мы с детьми решали, когда будем проводить чаепитие, они сами выбирали дату, сами будут участвовать в программе праздника – и все, они вовлечены, им интересно. Мы обсудили с ребятами мероприятия ноября, и они распределись, кто над чем будет работать. Классная жизнь – это такое сотворчество, содружество и событийность.
А если в коллективе появляется хулиган? Как действовать классному руководителю?
- Для меня лучшая методика – поговорить, узнать причину, убедить ребенка, что выбранный путь приведет к печальным последствиям. Прислушиваются. Стараются измениться. Дети откликаются на внимание и доброту. И, конечно, важно, какой фундамент был заложен в начальной школе. Мне повезло - коллеги уже поработали, все мои классы сплоченные.
А если этого фундамента в начальной школе не заложено? Можно его построить?
- Можно, главное заинтересованность самого классного руководителя. Если есть первая неудача, важно не опустить руки, работать дальше. Обычно дети отзываются, им интересно, глаза горят, а раз горят – можно горы свернуть!
Какой у вас класс по счету?
- Нынешние пятиклассники – мой третий выпуск, который я полностью доведу до 11 класса. А до этого было еще классное руководство в 10, 11 классах, в ВАПКе. Повторяющихся классов нет. Одни и те же способы сплочения не везде срабатывают, под каждый класс приходится подстраиваться, а детям иногда приходится подстраиваться под классного руководителя.
Какая роль у родителей?
- Родители – это поддержка, они в курсе того, что происходит, и поддерживают и детей, и педагога. И все вместе взаимодействуют.
Вы из педагогической династии. Ваши бабушка, мама – педагоги. Какой их совет вам помогает находить ключик к сердцам детей?
- Уважение надо заработать, а это только на личном примере. Если педагог требует, чтобы ребята хорошо учились, то они должны видеть, что и учитель трудится на совесть, получает благодарности, награды за свою работу. Дети, глядя на учителя, тоже стараются стать лучше.
У мамы, преподавателя русского языка и литературы, я научилась быть ответственной и дисциплинированной. Для меня она образец настоящего учителя. Бабушку, педагога начальных классов и русского языка и литературы, дети любили за мягкость и душевность. Наверное, эти качества мне достались от нее. Вот так мои близкие передали мне все лучшие педагогические знания и наработки.
И в четвертую школу вы пришли сюда по стопам бабушки и мамы?
- Бабушка здесь работала со дня открытия, здесь учились мой папа и его братья, мы с братом, мама работает. И я осталась. Современные здания школ красивые, но они без атмосферы, на мой взгляд. А здесь есть душа. И я просто ее люблю!
Это и есть начало патриотического воспитания? Ученики видят любовь учителя к школе, городу - и тоже любят это место. Так это работает?
- Думаю, так! Мои коллеги по Форуму классных руководителей хорошо запомнили, что я из Кирово-Чепецка, потому что, когда представляюсь, всегда называю наш город, после - Кировскую область. И дети, выступая, с гордостью говорят: «Мы из Кирово-Чепецка, школы №4». Наша школа старейшая в городе. Мои выпускники проводили ее 65-летний юбилей, и это для них точно многое значит. А сегодняшние пятиклассники знают, когда у школы день рождения. Это и есть маленький патриотизм.
За что вы любите свой город?
- Я здесь родилась. Всегда говорю ребятам: «Родину не выбирают». Чтобы она стала лучше, каждый может постараться вложить в ее процветание частичку своего труда.
А если говорить о вашем предмете, что бы вы хотели передать детям?
- Знания! Истрия не терпит сослагательного наклонения. Мы должны знать историю своей страны, без знания о прошлом не может быть будущего.
С какими посланием вы, как амбассадор, посол Форума классных руководителей, обратились бы сейчас к педагогам?
- Классный руководитель – тот человек, который сумеет вокруг себя собрать коллектив, зажжет его и поведет за собой. Это увлекающийся человек, личность. Желаю всем классным руководителям продолжать любить свою работу и верить в своих детей.
А как не перегореть классному руководителю?
- Искать занятие по душе, для отдыха. Я собираю колокольчики. Первый появился во время круиза по Волге, тогда я привезла домой первые 5 колокольчиков, сейчас в моей коллекции их 53. Нет ни одного похожего звучания! И это тоже прекрасно! Так и мы все разные, но мы можем быть счастливыми вместе. Все зависит от нас.
Анкета гостя
Вера Владимировна Зорина
06.04.1975
Учитель истории и обществознания школы № 4 Кирово-Чепецка
Педагогический стаж – 32 года
Любимая книга: «Два капитана» В. Каверина
Настольная книга: «Педагогическая поэма» А. Макаренко
Хобби: коллекционирование колокольчиков, путешествия
Девиз: «Под лежачий камень вода не течет».
Беседовала Ольга Величко
фото предоставлено Верой Зориной