Творения талантливого художника-скульптора Анатолия Усцова, нашего земляка, можно увидеть в Петропавловской крепости, Театре-фестивале «Балтийский дом», музее восковых фигур на Невском проспекте, а также на выставках в Петербурге
Анатолий Павлович, недавно вы стали лауреатом III конкурса Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге «Мои года – мое богатство» в номинации «Создатель». Что это за конкурс?
- Это фестиваль творческих работ о петербуржцах старшего поколения. На конкурс меня номинировало ГКУ «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга». Все потому, что в 90-х годах, несмотря на два художественных образования, я трудился дворником в Ремонтно-эксплуатационном управлении №17 Центрального района Санкт-Петербурга.
Почему перестали работать дворником?
- После пяти - шести часов работы дворником каждый день я спешил на свою вторую, основную и любимую, хоть и низкооплачиваемую, работу – в музей восковых фигур. Так продолжалось целых десять лет, пока нас, дворников, не выселили из служебных помещений бандиты. Я был вынужден уйти с работы, покинуть комнату при дворе и полностью сосредоточиться на создании портретных и непортретных голов из воска. Теперь я сам удивляюсь, где находил тогда столько сил.
Сейчас вы петербуржец, а когда-то жили и учились в заречном микрорайоне Каринторф. Расскажите о себе.
- Я родился в Белохолуницком районе, в поселке Боровка. В 1963 году наша семья переехала в Каринторф, поскольку вся родня проживала там. В каринторфской школе я учился всего четыре года, плюс школа рабочей молодежи, и потом призвали в армию.
Получил аттестат о среднем образовании, поступил в Кировское художественное училище. По распределению отработал три года в Арбаже художником-оформителем и поехал поступать в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной на специальность «проектирование интерьера».
После учебы попал в конструкторское бюро, потом пригласили на работу в фирму «Восковые фигуры», и через месяц понял, что мне нравится. Я был влюблен в это дело и проработал в музее 27 лет. Сейчас уже не работаю, мне 76-й год.
Вы бываете в Каринторфе? Сохранился ли ваш дом?
- Мои родители жили в бараке, рядом был маленький магазин, «Ташкент», кажется. Когда я вернулся из армии, родителям дали полдома на Просницкой улице. Дом стоит в начале улицы на правой стороне, родители покоятся на Каринском кладбище. Я не был в Каринторфе более шести лет, все собираюсь. Если позволит здоровье, съезжу в этом году.
А о школьных годах какие воспоминания сохранились?
- Учился я в одном классе с Олегом Ковтуненко, Фаиной Широковой, Славой Горячих, Таней Сысольцевой, Раей Дуняшевой, Юрой Касимовым. Галина Александровна была нашим педагогом. Прошло очень много времени, многих подзабыл, но помню учителя географии Мохова, физики - Трапезникова. Школа находилась на улице Ленина, а за ней был стадион и хоккейная коробка. В школе рисовал, выпускал стенгазеты, писал портреты: заранее знал, что буду поступать в художественное училище, что и произошло в дальнейшем.
Ваши работы – это головы Владимира Путина, царицы Екатерины, государственных деятелей разных эпох, известных актеров и других знаменитостей. Как удается добиться точного портретного сходства? Они как живые.
- Я работаю над портретной головой, имея много фотографий героя или портреты художников прошлого. Получается, не леплю с нуля - на складе предостаточно голов разных персонажей, и я нахожу на стеллажах подходящую по габаритам голову. Например, генерала Ермолова сотворил из головы Бельмондо. И так практически все головы создавал.
Расскажите немного о процессе.
- Отлитая из воска голова поступает ко мне в мастерскую в виде болванки - внутри полая, но довольно тяжелая, килограмма три - четыре. Набор инструментов в работе самый простой: профессиональные ножи для резьбы по воску, фен. Во время работы над образом перед глазами всегда портрет прототипа. Женское лицо делать сложнее, так как черты тоньше. Если рот приоткрыт, то в стоматологической клинике заказываем протезы. Очень важная часть – глаза. Нужно попасть в цвет и передать направление взгляда.
А много таких мастеров, как вы? Где-нибудь учат этому делу?
- От силы человек пять. Специально не учат; берут на работу, если у человека есть художественное образование, знание анатомии, умение передавать портретное сходство. Но не у всех получается, многие не справляются и уходят.
Где экспонаты выставлены?
- В Петербурге работает четыре выставки. В Петропавловской крепости - «Историческая мозаика». Это более 50 фигур (поэты, писатели, музыканты, цари и царицы, царевны). Следующая выставка - «Орудия пыток Средневековья», далее большая выставка в Театре «Балтийский дом» - более 50 фигур, на Невском проспекте еще одна выставка «Орудия пыток». Много выставок разъезжает по городам России и за рубежом. В Москве на территории ВДНХ есть наша выставка «Царская династия», очень красивая, рекомендую. Кажется, 33-й павильон, там же располагается выставка «Тайны Тутанхамона», где тоже есть несколько моих голов.
Вы делаете головы, а откуда у персонажей все остальное: туловище, костюмы, прически?
- Одежду шьет портной. Постижер вставляет волосы, брови. Я вставляю глаза. Потом работаю с портретной головой, в процессе над фигурой идет обкатка, пригипсовка и так далее. Туловище сделано из стекловолокна. Задача специалиста по макияжу - придать вид человеческой кожи.
Анатолий Павлович, вы сказали, что влюблены в свою работу. Чем она вам так нравилась?
- Это творческая свобода, удовольствие от процесса и возможность поделиться своим искусством. Все детство занимался лепкой из пластилина и глины, а работать с объемным воском – это еще более интересно, круче некуда. Восковые фигуры - моя радость, наслаждение, удовольствие. Я считаю, что люди, работающие с восковыми фигурами, Богом избранные.
Беседовала Майя Ефремова
Досье
ФИО: Усцов Анатолий Павлович
Дата рождения: 21 июля 1949 года
Образование: Кировское художественное училище, ЛВХПУ им. В.И. Мухиной
Любимая книга: об истории Российского государства
Девиз: «Живи сам и не мешай это делать другим»
фото предоставлено Анатолием Усцовым