В Кирове завершился конкурс «Мастеровые Вятки». Ирина Домнина из Кирово-Чепецка представила на выставку изделия из бересты, да не простые, а стильные и модные, которые точно понравятся девушкам, желающим показать свою индивидуальность.
Нужно ли сохранять традиции? А делать их современными? Кому нужны сегодня промыслы? И чем гордиться Кирово-Чепецку? Поговорили об этом с гостей редакции.
Ирина Викторовна, расскажите о работе, которую вы представили на конкурс?
- Это авторская композиция в номинации "Новый взгляд в области народных художественных промыслов и ремёсел". Я разработала подставку в виде стилизованного дерева, куда разместила бусы, сережки, браслет, сумочку и визитницу – все из бересты. И моя младшая дочь представила декоративные наручи с берестой. Жюри работы оценило. Продолжаем готовить мастеров в творческом лагере – учим их плести из лозы и бересты. И, конечно, по-прежнему трудимся с коллегами над заказами на нашем предприятии.
Что вам больше всего нравится плести из бересты?
- В последнее время нравится берестяная миниатюра. Это маленькие лапоточки, ведерки, коромысла, колыбели, корзинки для кукол. Мастера делают кукол в народных костюмах, а меня просят сплести для них берестяные аксессуары.
Откуда ваше увлечение промыслом?
- Плести из бересты меня научил папа, а из лозы научилась случайно. В 90 годы, когда я закончила обучение в кировском политехе, устроиться на работу было сложно, а у меня была маленькая дочка, поэтому я бралась за любой труд. Окончила курсы росписи по дереву и отправилась работать на фабрику «Игрушка» в Кирово-Чепецке расписывать елочные игрушки. Когда сезон завершился, мне предложили освоить плетение из лозы. Получилось. После фабрики развивалась уже самостоятельно, занималась росписью по дереву, плела из лозы и бересты.
С чем сложнее работать – с лозой или берестой?
- Пожалуй, с берестой. Береста – это верхний слой березового дерева: красивый и прочный.
Изделия из бересты – исконно русский промысел. Есть несколько способов плетения: косое - для угловатых изделий (шкатулки, короба), прямое – для цилиндрических форм и узорное - для украшений. Это кропотливое ремесло, требующее терпения. Прутик лозы есть прутик, срезал его – и плетешь, с берестой все сложнее. Материл требует к себе внимания, его не так просто выбрать, срезать с березы, невозможно заранее узнать, каким он будет - будет слоиться или нет, какого будет цвета, на какое изделие пойдет. Мастера, которые плетут из лозы, не всегда могут плести из бересты.
В чем секрет, почему нужно бережно относиться к бересте?
- Заготовить бересту для плетения можно буквально только в течение одного месяца в году - в июне, в это время кора легко отходит, главное при срезке не повредить пробковый слой под берестой. Если его не прорезать, тогда береза снова нарастит кору, не погибнет. А если срезать варварски, берёза погибнет, береста – ее кожа. Отношение к материалу должно быть трепетным, потому что дерево живое. Зато материал очень благодатный.
Художественная обработка бересты – это не только плетение, бересту можно сшивать, склеивать, делать из нее набивки на рукояти ножей или старинные берестяные трости – кстати, это кировское изобретение, когда много кружочков насаживается на стальной стержень, прессуется, украшается набалдашником из капокорня. Бересту можно расписывать, прорезать, наносить на нее узоры тиснением. В наших краях, в Вятке, в основном делают плетеные вещи, сочетают их с лозой и сосновым корнем.
Где вы берете бересту?
- Моя с Архангельской области, я родом оттуда. Я научилась плести из бересты у папы. Он и сейчас заготавливает для меня бересту, а я ее храню бережно, когда надо, достаю, чищу и плету. Хранить ее нужно аккуратно, чтобы не пересохла и не свернулась. В условиях деревенского дома это сделать намного проще, чем в квартире.
Береста – ваше хобби. Но и работа ваша связана с промыслами. В чем она заключается?
- На предприятии художественных промыслов "Азимут" я главный художник, моя задача – подготовить идею для выполнения. Разработать чертежи, шаблоны для мастеров, продумать образец будущего изделия и добиться того, чтобы его можно было выпустить в производство. Причем это не единичный экземпляр, а целая партия. И все изделия должны быть одинаковые.
Что заказывают покупатели? Интересные вещи бывают?
- Часто заказывают сложные абажуры для кафе и ресторанов, короба, подарочную упаковку. Дизайнер придумал красивую картинку, заказчик посылает ее нам, а мы из лозы создаем уникальное изделие. Бывают абажуры сложной формы или больших размеров. Когда хочется воплотить свои идеи, мы пополняем каталог новинками. Большинство изделий, которые выпускает наше предприятие, обязательно должно быть согласовано художественным советом в Кирове и Москве, то есть иметь признанную художественную ценность.
А каноны, требования есть, которые нужно соблюдать?
- Все изделия народного промысла создаются руками человека. Это неизменно с давних пор и до сего дня. Даже если мы включаем элементы современные, ручная работа на первом месте. Мы должны учитывать, чтобы изделие было эстетичным и пропорциональным – это тоже требование, доставшееся нам от предков. Не может быть большая корзина и к ней тонкая ручка. То есть изделие должно быть практичным.
Все, что придумали наши предки, сейчас актуально?
- Это и есть традиции, которые мы хотим сохранить и передать следующим поколениям.
А поколениям это нужно? Востребовано ими?
- Да, востребовано все - от обычных корзин для похода в лес, до необычных коробов и шкатулок, красивых украшений.
Но многие сегодня думают, что промыслы не нужны, они не современные и не вписываются в наш быт…
- Вся наша работа нацелена именно на то, чтобы такого стереотипа не было. Для этого и был создан культурно-просветительский центр «Вятская корзина». Здесь мы показываем всем желающим экспонаты от старинных до современных, здесь проходят мастер-классы для того, чтобы люди сами научились плести и поняли, каково это – создавать руками. Мы хотим, чтобы люди увидели, что промыслы не только не умерли, они развиваются, что вещами можно пользоваться. Среди наших учеников есть те, кто всерьез увлекся лозоплетением и даже пришел к нам на работу! Еще в 2010 году на предприятии был всего один мастер народных помыслов, а в 2023 году их уже пять человек!
А можно промыслы осовременивать?
- Мои работы говорят о том, что нужно. Традиционная вещь, которой раньше защищали руки, сегодня становится модным аксессуаром. Наручи, сумочка, пояс или корсет – и получается индивидуальный облик. Модницы оценят! Любой мастер старается не только сохранять традицию, но и привносить в нее свое. Народные художественные промыслы – это народное искусство. Народные – опыт народа, накопленный прежними поколениями, он передается следующим. Художественные – красивые. Промыслы - практичные вещи, которые нужны в жизни. О востребованности промыслов говорит и то, что фестиваль «Ива дивная» собирает все больше мастеров. Они обмениваются опытом, делятся своими знаниями, и это нравится зрителям.
Кирово-Чепецку есть чем гордиться?
- Фестивалем «Ива дивная», который уже широко известен. Если в первый год нам пришлось уговаривать мастеров к нам приехать, то на третий раз, в этом году, к нам приехали мастера из 12 регионов! Они признались, что специально готовились к поездке, создавали свои изделия, чтобы показать их людям. Можно гордиться центром «Вятская корзина», куда могут прийти все желающие и узнать о помыслах. И мы гордимся традиционным корзиноплетением. Особенность вятской корзины - сочетание различных материалов в природном изделии: лоза и береста, лоза и солома, окоренная и неокоренная лоза. И эту особенность знают по всей стране.
Что вас привлекает в промыслах, в живых материалах?
- Понимаю, что все в мире связано. Мы связаны с природной, друг с другой. Природные материалы успокаивают, они теплые.
Что бы вы назвали своим достижением в промыслах?
- То, что мы с нуля создали предприятие, где трудятся увлеченные люди, начинали буквально на коленке в одной комнате, а сегодня работаем с современными технологиями. И то, что изделия народных промыслов людям нужны и интересны.
Не жалеете, что посвятили себя народным промыслам?
- Я окончила школу с серебряной медалью, училась в институте на
специальности ЭВМ, в школе любила математику, рисование и черчение. И все это мне пригодилось! Черчу, рисую, работаю на компьютере, создаю руками, дарю радость и тепло людям – значит, все было не зря!
Домнина Ирина Викторовна
Дата рождения: 12 марта 1970 года
Где учились: Сольвычегодская средняя школа, Кировский политехнический институт, факультет автоматики и вычислительной техники
Место работы: главный художник предприятия художественных промыслов «Азимут»
Что вдохновляет: природа и творчество группы «Пикник»
Девиз: «Делать, а не искать отговорки, почему сделать не можешь».
Беседовала Ольга Величко
фото: предоставлено героиней публикации