Родители учеников школы №6 гордятся изделиями детей, сделанными на уроках технологии. О том, как приучать школьников к ручному труду, рассказал учитель Александр Перминов.
Александр Викторович, почему вы решили преподавать технологию?
- С малых лет и в течение всей жизни увлекался авто- и авиастроением. Сначала занимался с детьми спортом, но с возрастом понял, что не готов больше бегать за ними по залу, и стал обучать работе руками. Это спокойнее, а на уроках технологии класс делится на девочек и мальчиков - работать лишь с половиной класса проще. В свое время преподавал и в школе, и в УПК, сейчас второй год работаю в школе №6.
Каким практическим навыкам обучаются мальчики?
- Начинаем с простых операций деревообработки, которые производятся вручную, - пилить, сверлить и прочее. Дальше переходим к работе на станках, используем несложные электроинструменты. Со старшими ребятами занимаемся металлообработкой.
Какие изделия делаете на уроках?
- Например, шестиклассники делают деревянные подставки под горячее, а семиклассники - плоскогубцы и молотки. Ребята гордятся своей работой, дома показывают изделия родителям. И не все мамы и папы верят, что их ребенок способен сделать такое самостоятельно! Наверное, надо на уроках пошагово каждого снимать на видео (смеется).
Ограничивается ли все учебными работами?
- Нет, еще свои навыки ребята применяют и в небольших школьных проектах. Например, деревянные пирамидки, закрывающие хвойные деревья у здания школы, сделали пятиклассники в прошлом году. Они дружно и с огромным желанием пилили и строгали, им настолько это понравилось, что они с нетерпением ждали, когда растения подрастут, и пирамидки нужно будет удлинять.
Расскажите про оборудование, которое применяется на уроках.
- Его достаточно много. Например, используем рубанки, лобзики, стамески, напильники. Самым продвинутым детям, проявляющим большой интерес, разрешаю поработать на станках, но исключительно под моим присмотром.
Обновляется ли оборудование?
- Да, верстаки, которые сейчас стоят в кабинете, были закуплены три года назад. У нас был проект «Инженерная лаборатория», который поддержала компания «Уралхим». На средства проекта был также приобретен один из деревообрабатывающих станков, его я особенно берегу.
Планируется ли закупить что-то дополнительно?
- Деревообрабатывающая мастерская полностью обеспечена всем необходимым, хотелось бы еще дооборудовать металлообрабатывающую мастерскую.
С ребятами какого возраста работать проще?
- Самый благодарный класс - пятый. Дети впитывают информацию как губка. Во время практических занятий они подмечают все мои действия и повторяют. И что посеешь в это время, то потом и пожнешь. А шестиклассники уже думают, что они все знают, все умеют (смеется). На самом деле они многому учатся летом у пап и дедушек.
Как заинтересовать детей на уроках?
- Только практикой. Ребята настолько увлечены, что готовы доделывать изделия в свободное время. Они предлагают собираться в кабинете технологии и после занятий, и в выходные. Конечно, без теоретических знаний практика невозможна, но теорию они воспринимают достаточно слабо - приходится временами ненавязчиво заставлять изучать ее.
Во всех ли школах одинаковый подход к проведению уроков технологии для мальчиков?
- Посетил элитную школу в Петербурге и был шокирован, когда рассказали про их подход к урокам технологии. Они лишь теоретически учат детей, как что-то сделать своими руками, а попробовать на практике возможности нет. Несмотря на то, что та школа существует уже не первый год, оборудование не закуплено. Считают, что для работы руками есть специалисты, которые могут помочь повесить, покрасить, присверлить… Но где в будущем найти этого специалиста - большой вопрос.
В современном мире люди стали меньше работать руками?
- Да, дома сделать что-то руками сейчас может только старшее поколение. Как-то один из моих учеников взял саморез и стал его забивать молотком - папа его так научил. Вызываю папу в школу - а он оказался моим учеником! В свое время я его научил правильно обращаться с инструментами, а ему оказалось проще и быстрее забить молотком. Этому он научил и сына.
Детей все же нужно обучать ручному труду?
- Это просто необходимо. По-моему, сейчас идет расслоение общества на людей, которые что-то могут сделать самостоятельно, и людей, которые могут купить чужой труд. Года четыре назад еду я на машине, смотрю - на обочине дороги у машины стоит молодой мужчина. Останавливаюсь, а там мой ученик вызывает «техничку» колесо поменять. Я был крайне удивлен - он инженер, имеет высокий разряд слесаря. А он ответил, что руки марать не хочет, проще специалистов вызвать. Мы с ним за семь минут заменили колесо, а он хотел еще кого-то вызывать, ждать!
Как вы считаете, правильно ли разграничивать уроки технологии для мальчиков и для девочек?
- Конечно! На уроках мальчики не только учатся работать руками, но и убирать за собой. Домоводство испокон веков считалось женским занятием. Многим мальчикам неинтересно шить, вязать, вышивать, а если желание появится, то всегда можно этому научиться. Сейчас есть тенденция к проведению совместных уроков технологии, подобная практика есть и в школах Кировской области. Но как учителя, так и родители этим недовольны. В нашей школе вопрос об объединении уроков технологии не рассматривается.
ДОСЬЕ
ФИО: Перминов Александр Викторович
Дата рождения: 5 июля 1960 года
Образование: высшее
Хобби: спорт
Любимая книга: детективная классика, медицинская литература
Девиз: «Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет»
Беседовала Юлия Коробейникова