Для своих подопечных, которых у Анастасии Ожеговой больше десятка, она - Настенька. Мы встретились с ней по случаю профессионального праздника - 8 июня в России отмечается День социального работника.
Анастасия Александровна, как давно вы работаете в сфере социального обслуживания населения?
- Я пришла работать в социальную сферу восемь лет назад. До этого с 18 лет была связана с торговлей, но решила кардинально поменять профессию. В Кирово-Чепецком центре социального обслуживания населения была вакансия социального работника, и я отправилась на собеседование. Для меня это была абсолютно новая деятельность. Меня прикрепили к соцработнику с опытом, и я смогла погрузиться в профессию, узнать о ней изнутри. Затем получила высшее образование по данной специальности.
Что входит в ваши обязанности?
- Я ежедневно помогаю пожилым людям и инвалидам, выполняя самые разные поручения. Это может быть покупка продуктов и медикаментов, различная помощь по дому – от уборки до приготовления пищи. Помимо этого, мы обязательно следим за здоровьем и самочувствием своих подопечных, взаимодействуя с медицинскими организациями. С каждым индивидуально подписывается договор, в котором оговаривается периодичность посещений и круг обязанностей.
Много ли у вас подопечных?
- У меня их четырнадцать. Самым молодым 62-64 года, но они имеют инвалидность. Остальным - за 80, есть даже бабушка 98 лет, причем она все понимает, передвигается по квартире, но на улицу уже не выходит – тяжело.
Как правильно называть тех, кому вы помогаете?
- Несколько вариантов. Самый распространенный – «подопечные», официально – «получатели социальных услуг». Есть еще вариант «благополучатели», но он как-то не прижился.
Это все одинокие люди?
- Совсем необязательно. У многих есть родственники, которые регулярно навещают моих подопечных, но не имеют возможности уделять им столько времени, сколько тем порой требуется в силу возраста, состояния здоровья, потребностей. Кого-то не отпускает работа, у других есть дети, которым тоже необходимо внимание. Это нормальная жизненная ситуация.
Как обычно строится ваш день? Могут ли подопечные позвонить вам в нерабочее время?
- Мой рабочий день начинается в 8 часов утра и завершается обычно в 17 часов. Но общего графика нет, каждый день особенный: для кого-то нужно купить продукты, кого-то срочно сводить к врачу. Главное в работе – хороший настрой. Конечно, подопечные могут позвонить и в нерабочее время - я всегда на связи. Бывает, им нужен банальный совет, чтобы не беспокоиться, не волноваться. Например, вечером вдруг кто-то им звонит в дверь или через домофон, а они никого не ждали. Могут спросить моего совета, как поступить. Я всегда предупреждаю, чтобы не открывали посторонним дверь и не вступали с ними в разговор.
Есть кто-то из подопечных, кого вы запомнили больше всего?
- Когда приходишь к пожилому человеку несколько лет подряд, то узнаешь его историю жизни, разделяешь его радости и беды. Они нередко делятся своими мыслями, личными переживаниями, потому что ты становишься для них не посторонним человеком. Я храню в памяти много их историй. Но, пожалуй, на всю жизнь запомню свою первую подопечную, для которой и я стала первым социальным работником. Учитель музыки, всю жизнь она проработала в школе. Пожилая женщина часто рассказывала о военной поре, вспоминала истории из школьной жизни, до последнего дня общалась со своими бывшими учениками. У нас с ней сложились очень хорошие отношения: я поддерживала ее, когда умер ее муж; радовалась вместе с ней, когда на свет появились двое правнуков. Во время пандемии мы вместе с сотрудниками центра устроили под ее окнами концерт в честь 85-летнего юбилея. К сожалению, этой бабушки не стало год назад…
Насколько эмоционально сложно работать?
- Бывает непросто, но я уже давно работаю и научилась с этим справляться. У пожилых людей переменчивое настроение: они могут внезапно заплакать, поворчать. Но я никогда не иду на конфликт, не поддерживаю негативное настроение – наоборот, стараюсь перевести все в шутку, отвлечь своих бабушек и дедушек от плохих мыслей.
Как вы набираетесь сил, чем вдохновляетесь?
- Я отвлекаюсь, переключаюсь, например, на огород, на шитье, веду кулинарный блог, встречаюсь с друзьями. А вообще нужно любить свою работу – тогда и ходить на нее будете с вдохновением!
Что самое сложное в профессии социального работника?
- Самое сложное - найти взаимопонимание со своим подопечным. Но даже если оно сразу не появляется, то мы обязательно со временем проработаем ситуацию и будем дружить.
А что самое приятное в работе?
- Радость в глазах пожилых людей, когда я прихожу. Они меня часто встречают словами: «Настенька пришла…», «Кормилица моя пришла…». Это трогательное отношение мне очень приятно.
Какими качествами должен обладать социальный работник?
- Вежливость, ответственность, понимание, сострадание, стрессоустойчивость.
Не хотели сменить сферу деятельности?
- Нет, мне комфортно в моей профессии.
Как считаете, соцработник – это призвание?
- Конечно, это не просто профессия. Люди обращаются в организацию за помощью, и социальный работник должен иметь особый склад души: быть чутким, отзывчивым, сопереживающим человеком.
Анастасия Александровна, что пожелаете себе по случаю профессионального праздника?
- Чтобы список моих подопечных не менялся много лет...
Досье:
ФИО: Ожегова Анастасия Александровна
Год рождения: 1985
Образование: высшее, специальность «Социальная работа»
Место работы: Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в Кирово-Чепецком районе
Должность: социальный работник
Семейное положение: замужем, есть дочь
Хобби: шитье
Любимый фильм: «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Любовь и голуби»
Девиз: «Любите и радуйтесь каждому дню!»
Беседовала Людмила Резвова