3 июля отмечается День ГАИ России. В канун профессионального праздника о своем профессиональном пути рассказал Дмитрий Горохов, который отдал службе в отделении ГИБДД не один десяток лет.
Дмитрий Александрович, как давно вы служите в ГИБДД?
- В регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД я с 1 августа 2001 года, а на службе в органах внутренних дел уже более 30 лет. После окончания 9-й школы Кирово-Чепецка я сразу решил, что должен отслужить в армии, потому что детскими болезнями нужно отболеть в детстве. Считаю, не надо гадать до 25 лет, заберут – не заберут, - в эти годы у ровесников уже семьи складываются, а ты все думаешь об армии. Нужно все делать вовремя.
После службы в Вооруженных силах сразу устроился в ОВД на должность милиционера роты ППС. Через 3,5 года руководство направило меня на учебу: четыре года я очно учился в Белгородском юридическом институте МВД России. После его окончания по распределению был направлен в МРЭО Управления ГИБДД по Кировской области, где прошел путь от простого инспектора до начальника экзаменационного отдела. Так, 12 лет я ежедневно ездил на работу в Киров, а в 2013-м году был назначен начальником РЭО ГИБДД в Кирово-Чепецке.
Неужели за 30 лет ни разу не хотелось сменить работу?
- Нет. Трудно приходилось в 90-е годы, когда месяцами задерживали зарплату, но мы их пережили.
Чем вас привлекает служба в РЭО?
- Прежде всего общением с разными людьми – у меня не только бумажная работа. Например, встречаешь одного и того же человека и видишь его рост: вот его родители советуются со мной, какую автошколу выбрать, смотришь – он уже сдает водительский экзамен, получает права, а потом регистрирует свой первый автомобиль, затем - следующий и так далее. Часто подходят те, кого некогда экзаменовал, жмут руку, благодарят за то, что муштровал их на сдаче, зато теперь они ездят без аварий.
Вы говорите, с вами советуются. В каких ситуациях, например?
- Часто спрашивают, когда лучше пойти учиться на водителя. Я советую выбирать такое время, чтобы успеть поездить и по асфальту, и по снегу. Еще ситуация: сейчас закон позволяет сдавать экзамен на права в 17 лет, а по достижении 18 - получить права. Многие так и поступают, думая, что в выпускном классе будет не до автошколы. Но я отговариваю от таких решений, ведь при большом перерыве навык теряется, а правила забываются. Допустимо забыть, когда была Куликовская битва, но нельзя забывать Правила дорожного движения, потому что на кону человеческая жизнь.
Пример: девушка из лицея отучилась на права до выпускного класса, чтобы не отвлекаться от подготовки к ЕГЭ. Через год сев за руль, сбила на пешеходном переходе человека, со всеми вытекающими последствиями…Так что лучше отправлять ребенка учиться в автошколу за месяц до 18-летия, а после получения водительского удостоверения пусть сразу садится за руль и закрепляет навык.
Расскажите об особенностях регистрационно-экзаменационного отдела ГАИ.
- РЭО оказывает пять государственных услуг: регистрация транспортных средств, проведение экзамена и выдача водительских удостоверений, выдача свидетельств для перевозки опасных грузов, выдача разрешений на внесение изменений в конструкцию ТС и внесение этих изменений в документы.
Именно с РЭО, а точнее с экзаменационного отдела, человек начинается как водитель. Это и первое волнение при сдаче теоретической части, и первый страх от присутствия в автомобиле инспектора. Считаю, что экзаменатор должен помочь будущему водителю настроиться. И даже если что-то не получилось на экзамене, то мотивировать на пересдачу: возможно, даже похвалить, а затем объяснить ошибки, из-за которых не удалось сдать экзамен. Перед нами чистый лист, и от нас зависит, кого мы выпустим на дорогу, а кого – нет. Опытный инспектор сразу видит, кто готов к самостоятельной езде, а кто – нет. Часто кандидаты в водители, сев в автомобиль, начинают разглядывать педали, дергать рычаг коробки передач и не могут ответить на элементарные вопросы: с какой стороны расположен бензобак или где кнопка «аварийки»? Как его выпустишь одного на дорогу…
Случались ли казусы, связанные с приемом экзамена?
- Один кандидат в водители в возрасте 60+ сдавал нам экзамены три года, но так и не вышел с теории. В итоге, к счастью, отказался от этой затеи. Сейчас вот пытается сдать экзамен 81-летний дедушка, который был лишен прав за оставление места ДТП. Как я его ни отговариваю, он пока не сдается: ему нужно ездить в сад. И я не сдаюсь, как бы жалко его ни было, потому что действующие правила он пока не знает как следует.
Из забавных случаев. Экзамен по вождению проходил в дождь, и кандидату в водители для нормальной видимости было предложено очистить лобовое стекло. Он остановился, вышел из машины и принялся протирать стекло тряпкой, вместо того чтобы включить «дворники». Считаю, это недоработка автошкол – нужно давать знания по органам управления.
Насколько увеличился трафик на дорогах Кирово-Чепецка?
- За последние лет восемь количество автомобилей в городе возросло примерно на 70%. Что бы кто ни говорил, но это связано с ростом благосостояния людей. Больше всего автомобилей стоимостью до миллиона рублей, порядка 20% - до 1,5 млн руб., 10% - от 2 млн и выше, около 12% - сильно «уставшие» машины, которые, как правило, покупают начинающие водители.
Расскажите несколько интересных фактов, связанных с регистрацией автомобилей.
- Одна из самых дорогих машин, зарегистрированных в Кирово-Чепецке еще до скачка цен, стоила около 20 млн рублей. Это «Мерседес». Имеется в городе и с десяток электромобилей: «Тесла», «Мазда», Тойота». Кстати, сначала были сложности с передачей сведений в налоговую, поскольку нужно было переводить мощность двигателя этих авто в лошадиные силы.
Как-то приехал водитель регистрировать «копейку», на которую поставил двигатель от «Мазды». Пришлось отказать, поскольку сначала нужно было получить разрешение на изменение конструкции авто…
Почему вы отказались от должника начальника ГАИ?
- Я считаю, что начальником ГИБДД должен быть тот, кто «вырос на дороге». Я же вырос в РЭО, и моих компетенций будет недостаточно для этой должности.
Какой вы вне работы: увлечения, круг общения?
- Старший сын живет в Санкт-Петербурге. А средний 14-летний сын и 6-летняя дочь занимаются хоккеем, поэтому с сентября мой день строится так: дом – работа – «Олимп-Арена» - сон. Я вожу детей на тренировки и соревнования, в том числе в другие города. Когда получается, выезжаем вместе с женой и между играми знакомимся с другими городами. Спорт – это важно, пусть дети развиваются. Сам я в детстве занимался биатлоном.
Расскажите о своей коллекции машинок, которая расположена в фойе РЭО?
- Первые масштабные модели – уменьшенные в 43 раза копии оригиналов – появились у меня случайно. Старший сын обращался с ними очень бережно, а второй, наоборот, стремился все разобрать, поэтому я унес эти машинки на работу, чтобы сохранить. Постепенно коллекция пополнялась, и меня затянуло это дело: что-то покупал сам, что-то дарили и дарят. Сейчас в коллекции около 270 моделей спецмашин милиции и полиции.
А настоящими автомобилями увлекаетесь?
- Первой моей машиной была «Ока», затем ВАЗ 2110, сейчас я езжу на «Субару». Понимаю, что, однажды сев на полный привод, трудно пересесть на что-то другое...Сейчас автомобили есть почти в каждой семье, да еще не по одному, поэтому изучение ПДД, на мой взгляд, нужно вводить еще в школе. Процентов 80 все равно пойдут учиться в автошколу, а остальным 20% знание правил точно не помешает.
Как будете отмечать профессиональный праздник? Есть ли традиции празднования?
- Обычно собираемся с коллективом, обязательно приглашаем ветеранов.
Что бы пожелали себе и коллегам по случаю Дня ГАИ?
- Стабильности уверенности в завтрашнем дне, здоровья, семейного благополучия – очень важно, чтобы тебя ждали дома!
Досье
ФИО: Горохов Дмитрий Александрович
Место, год рождения: город Калининград, 18 января 1974 года
Образование: высшее юридическое (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина)
Должность: начальник РЭО ГИБДД МО МВД России «Кирово-Чепецкий»
Семья: женат, трое детей
Хобби: коллекционирует модели масштабных машин
Предпочтения в кино: фильмы о Великой Отечественной войне («Два капитана» - реж. Е.Карелов)
Жизненный девиз: «Все возвращается на круги своя»
Беседовала Людмила Резвова