10 апреля 2019 свое 60-летие отметил наш земляк, артист цирка, клоун и музыкальный эксцентрик Владимир Стариков.
Владимир Федорович родился в Кирово-Чепецке. В детстве он занимался в цирковой студии дворца культуры «Дружба». После службы в армии поступил учиться в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, а затем – на работу в Московский цирк под руководством Юрия Никулина. О любимом актере, о жизни циркового артиста за кулисами и на манеже, о своем отношении к современному цирку клоун из Кирово-Чепецка рассказал редакции.
Владимир Федорович, как давно вы не были в Чепецке? Когда планируете приехать?
— В Кирово-Чепецке я не был уже года три. Конечно, тянет на родину. Есть в планах устроить что-то вроде творческого вечера, собрать родных и близких, пообщаться с ними не только за столом, но и в манеже. Дело в том, что я никогда не работал в Кировском цирке, и так получилось, что на родине никто не видел, что я умею делать. Я успел познакомиться с директором Кировского цирка, и мы с ним договорились о таком возможном варианте. Правда, все зависит от графика гастролей разных программ, но верю, что все получится.
В какой программе вы сами сейчас работаете? Она одна? Или это разные программы?
— Программы разные. 26 лет я отработал в Большом Московском цирке, потом пришли братья Запашные с немного другой структурой работы, не такой как раньше. Они делают свое шоу и приглашают тех актеров, которые им нужны. А я все-таки уже возрастной артист, видимо, это играет свою роль. Из Московского цирка мне пришлось уйти.
Знаем, что завтра вы снова уезжаете на гастроли. А это значит, что вы остаетесь востребованным клоуном. В чем секрет?
— Наверное, он один – есть огромный опыт работы начиная от Карандаша и заканчивая сотрудничеством и Юрием Владимировичем Никулиным. Кроме того, профессия клоуна не имеет возрастного потолка. Карандаш работал до 82 лет. Почему бы нет?
Вы упомянули, что цирковые представления сегодня все больше становятся шоу. Зритель приходит в цирк и ждет эффектов: света, цвета, музыки. Это хорошо?
— В мире есть традиционные цирки, например, немецкий цирк Ронкалли, он работает в классическом варианте. А есть цирк Дю Солей, который и дал, на мой взгляд, большой толчок к появлению шоу с применением цирковых жанров. Глядя на успех цирковых шоу, режиссеры и продюсеры пытаются подстроиться, идти в ногу со временем. Не считаю, что это плохо. Тот и другой цирк может жить, просто сегодня шоу-программы востребованы больше традиционного дивертисмента.
Можно ли говорить, что сегодня старый цирк уходит в прошлое?
— Старый цирк не уйдет! Ну как в передвижном цирке можно сделать полноценное шоу? Его элементы – да. И это нормально. Сегодня даже театр начал использовать видеоинсталляции, иллюзионные элементы, опускание сцены, тоже понимая, что так интереснее. Почему бы нет? Но основа цирка, я уверен, останется.
В каком цирке вы бы хотели работать? Есть цирк вашей мечты?
— Есть. Старый цирк. И питерский цирк. Когда я работал там с Карандашом, я был ассистентом, но с тем цирком связано много воспоминаний. Там чтятся традиции, из-за этого особый дух до сих пор сохраняется.
Вы сейчас независимый артист?
— Я пенсионер, который сам связывается с продюсерами, заключает с ними контракт, оговаривает так называемый райдер, кстати, слово в цирке не прижилось, и едет на гастроли.
В разных местах вы видите разные лица зрителей. Публика отличается в крупных и маленьких городах? В России и за рубежом?
— Не совсем. Дети и вовсе везде одинаковые, не только в России, но и во всем мире. Где-то, бывает, люди не такие эмоциональные, например, в Астане, они более избалованные – все-таки столица, как у нас говорят, жадные на аплодисменты. А в провинции люди всегда с большим удовольствием аплодируют. Не нужно их заставлять. У клоунов, кстати, есть приемы, которые вызывают аплодисменты…
Самый безотказный ваш прием?
— Выйти в зал и дать понять, что я слушаю. Это я взял на вооружение у Юрия Владимировича Никулина. Когда он выходил в зал, останавливался и, немного нагибаясь, поворачивал голову. Юрий Владимирович был уникальным человеком. Я считаю большим счастьем, что мне удалось работать в его цирке.
Расскажите немного о Юрии Никулине…
-Я познакомился с Юрием Владимировичем в 1982 году, он только пришел на директорство. А представьте, клоун становится директором… Он не находился практически в кабинете, все время был в манеже, все время шутил, рассказывал анекдоты, показывал нам что-то. Приходит на репетицию и говорит: берем такую-то клоунаду. Показывает нам – мы умираем со смеху. Пробуем показать мы — не смешно. У Юрия Никулина был талант быть не просто артистом, а быть хорошим человеком.
Есть мнение, что клоуны в жизни очень серьезные люди. Это так?
— Все разные, но все философы. Я рано понял, что нужно разделять манеж и жизнь. Могу пошутить, разыграть, но все время быть в клоунском амплуа невозможно. В то же время хорошим клоуном может стать только хороший человек. Когда Юрий Владимирович выходил в манеж, заканчивались аплодисменты, он говорил: «Я хочу, чтобы всем зрителям прибавили зарплату». И это было здорово. Всем нам сегодня не хватает вот такого доброго отношения друг к другу.
Вам удалось приблизиться к тому идеалу в работе, о котором мечтали в самом начале?
— Мы все в юности мечтали, сделав номер, отправиться в заграничную поездку и привезти оттуда себе джинсы, жвачку и машину. Вряд ли кто-то из нас хотел оставить след в истории. Но так получалось, что наш дуэт начали приглашать на фестивали, снимали по телевизору, показывали в передачах, отмечали наградами. Значит, и мы чего-то добились. Сейчас я с радостью помогают молодым артистам советом в режиссуре, и могу сказать, что кое-что понимаю в этом искусстве. Не то что в 25 лет, когда я хотел поступить на режиссерский факультет, а меня не взяли. Тогда я обиделся жутко, а сегодня осознаю, что тогда просто было не время. Ну какой режиссер в 25 лет? Сегодня есть потребность в моем совете – и это хорошо.
Владимир Федорович, когда вы почувствовали в себе желание смешить людей?
— В детстве мы все, наверное, баловались в школе на переменах. А я был еще меньше всех в классе, и мне нужно было выделиться – я балагурил. В то же время я занимался гимнастикой и мог сделать какие-то элементы. Однажды учительница зашла в класс, а мы дурачились, тогда она сказала: «Может, кто-то и на голову встанет?». Я взял и встал. Все закончилось «неудом» по поведению и цирковой студией.
Но не каждый школьный весельчак становится профессиональным клоуном. Что для этого сделали вы?
— В город Кирово-Чепецк приехал Евгений Степанович Убегаев, мастер спорта по акробатике. И он решил открыть цирковую студию в ДК «Дружба». Инициативная группа начала ходить по школам и искать маленьких верхних артистов. Пришли к нам, заметили меня, пригласили. Я пришел и увидел праздник: все катались на велосипедах, жонглировали. Я окунулся в эту атмосферу, так и началась моя цирковая карусель.
А с клоунадой связана другая история. Я уже давно дружу с Александром Уткиным, он и сейчас живет в Кирово-Чепецке. Мы вместе занимались акробатикой и вместе – в цирковой студии. Но у него было слабое зрение, и врачи запретили ему акробатику. Наш руководитель предложил перейти ему в клоунаду. А мы с ним были как братья, вот я и решил ему помочь, тоже пошел в клоунаду.
Есть у вас мечта, не связанная с цирком?
— Домик у пруда, куда будут приезжать друзья, внуки, мы будем вспомнить что-то, шутить. Мечта есть давно, сбылась порка лишь на половину. Многие думают, что я захочу уехать куда-нибудь на Канары, как некоторые артисты делают, но это не моя история. Везде свои особенности, свой менталитет. А дети везде одинаковы. А мы работаем для них!
Дата рождения: 10 апреля 1959
Место рождения: город Кирово-Чепецк
Заслуженный артист Российской Федерации
Характерные номера: «Адажио», где Стариков и Просвирин, исполняя «классические па», пародируют балетных танцовщиков;
«Музыкальные эксцентрики», когда на манеже используются саксофон, банджо, клаксон, кухонные кастрюли, пищалки, трещотки; Стариков и Просвирин, не переставая играть, ссорятся и мешают друг другу.
Снимался в к/ф «Там, на неведомых дорожках», «Возвращение броненосца»