14 ноября отмечается Международный день логопеда. О распространенных проблемах с речью у детей и возможности их коррекции рассказала Екатерина Земцова, логопед Кирово-Чепецкого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Созвездие»
Екатерина Сергеевна, расскажите, чем занимается логопед.
- Специалист-логопед проводит диагностику, выявляет имеющиеся проблемы с речью, устной и письменной, и в дальнейшем корректирует их, а также консультирует родителей.
Почему вы решили стать логопедом?
- Эту профессию выбрала еще в 10 классе. На мое решение повлияла любовь к детям, а также желание быть полезной обществу.
Чем вас привлекает профессия?
- Она интересная, творческая. Дети заряжают энергией. Во время занятий с ними тепло на душе – это не передать словами. А особенно приятно наблюдать за результатами, видеть улыбки, когда они смогли произнести звук правильно!
Посещали ли вы сами логопеда в детстве?
- Помню, в детском саду проводились занятия по развитию речи. Их посещала вся группа. И хотя проблем с речью у меня не было, ходила с ребятами за компанию.
В чем особенность логопедических занятий в реабилитационном центре?
- Пребывание детей в реабилитационном центре краткосрочно – в среднем, они находятся в учреждении полтора месяца. Поэтому наша задача – как можно скорее начать работу и осуществлять ее комплексно. Большинство детей имеют сложные полиморфные речевые нарушения или коммуникативные проблемы. Если у ребенка нет речи, ему сложно общаться и находить общий язык с другими детьми. Наши занятия помогают ему адаптироваться к окружающей среде, взаимодействовать с детьми и специалистами.
Дети какого возраста посещающих ваши занятия?
- К нам поступают дети от мала до велика. Занятия провожу с детьми от 10 месяцев до 18 лет.
Детей с логопедическими проблемами, посещающих центр, очень много. Каждому нужно выкроить время, поэтому иногда прихожу на работу пораньше или, наоборот, задерживаюсь. Но логопед не может находиться с ребенком круглосуточно, контроль за правильным произнесением звуков лежит на их родителях и воспитателях центра.
Какие нарушения чаще всего наблюдаются?
- У детей наблюдается широкий спектр отклонений. Это и нарушение речи, как устной, так и письменной; задержка психоречевого развития, нарушение зрения; состояние, пограничное с умственной отсталостью; педагогическая запущенность. Также наблюдаются различные явления социальной дезадаптации. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок.
Какое оборудование используется в работе?
- Благодаря участию в проектах в реабилитационном центре регулярно обновляется оборудование. Например, применяется интерактивная панель «Забава», которая содержит многообразие игр на развитие устной речи, слухового восприятия, логопедические и дефектологические, инструменты для проведения логопедического массажа, различные дидактические пособия и игры.
Отличаются ли занятия с детьми младшего возраста от занятий со школьниками и подростками?
- Конечно. У детей ведущая деятельность – игровая. Для того чтобы им было интереснее, некоторые игры проходят с использованием компьютера. А для более старших ребят занятия проходят в виде урока.
Легко ли вам находить с ними общий язык?
- К некоторым ребятам нужно искать подходы. Они стесняются того, что не умеют правильно произносить какой-либо звук, и отказываются даже пробовать. В такие моменты важно воодушевить ребенка, а иногда даже поспорить «получится – не получится». Это даст толчок, а после первых успехов у него появляется желание достичь большего – не только изолированно произносить звук, но и в слогах, словах и обычной речи.
Нарушения речи – это врожденное или приобретенное?
- Некоторые нарушения можно считать врожденными, когда они идут следствием какого-либо врожденного заболевания. Такое наблюдается, например, у слабослышащих детей.
Что помогает достичь результатов за такой короткий срок?
- Профессия логопеда – часть большой системы, которая работает на благо физического, интеллектуального и психического развития ребенка. Благодаря комплексной работе специалистов – логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, физиотерапевтов – за такое короткое время у детей наблюдаются улучшения. Этот результат – заслуга всех специалистов центра.
Есть мнение, что наблюдается тенденция к ухудшению речи. А вы как считаете?
- Да, подобная динамика присутствует. Сейчас родители часто дают детям телефоны, планшеты, за которыми они сидят молча. Ребенок меньше общается с родителями, взрослыми и другими детьми. Поэтому у детей нет стимула к речи, расширению словарного запаса. Год за годом количество речевых нарушений увеличивается, а сами они усложняются. Если раньше было относительно просто поставить ребенку несколько звуков, то сейчас приходят дети, у которых речь совершенно непонятна – абсолютно все звуки нарушены, за исключением гласных.
Перенимают ли дети ошибки в произношении звуков от родителей?
- Да, дети могут перенимать ошибки родителей. Бывает и наоборот. Мамы и папы приводят к логопеду своих детей, специалист ставит им звуки. А дома, занимаясь с ребенком и контролируя правильность его произношения, они постепенно и сами начинают исправлять свою речь.
Какую книгу вы могли бы посоветовать родителям?
- Литературы очень много. Мне нравится книга Елены Молчановой и Екатерины Андреевой «Давай научим родителей играть». В ней расписаны различные варианты игр, направленных на общее развитие ребенка, его речи.
Можно ли поставить детям звуки, посмотрев уроки в интернете?
- Звук можно поставить неправильно. А когда родители приходят к логопеду и просят это исправить, достичь результата сложнее. Исправлять уже сформированный звук куда сложнее – у ребенка сложился артикуляционный аппарат, а его нужно переубедить, что язычок, например, надо ставить по-другому. Некоторые родители умудряются это сделать. Но это большая ответственность – неизвестно, как это получится и получится ли вообще.
Возможно ли исправить речь во взрослом возрасте?
- Это уже значительно сложнее – должна быть очень сильная мотивация. Поставить звуки можно, но необходимо много времени, чтобы произошла автоматизация.
Досье
ФИО: Земцова Екатерина Сергеевна
Дата рождения: 21 января 1996 года
Образование: высшее
Хобби: спорт, рукоделие
Любимая книга: «Алхимик» Пауло Коэльо
Девиз: «Чтобы достичь цели, нужно к ней идти»
Беседовала Юлия Коробейникова
Не очень профессиональная статья. Должность логопеда в Реацентре Екатерина Сергеевна занимает меньше года (там Шилова - логопед, Мальцева - дефектолог, а Земцова - вчерашний дефектолог). Дефектологи НЕ занимаются речью! Они работают с проблемами обучаемости из-за дефектов интеллекта, зрения и слуха. Странно, что логопед Земцова об этом не сказала журналисту. Чтобы называться логопедом надо отработать минимум 1 год под наставником-опытным логопедом (по крайней мере, в США по нормам ASHA). Хоть бы у Екатерины Шиловой взяли интервью. Или это просто реклама "Созвездия"?