Молодой педагог художественной школы и выпускница Академии Штиглица Элина Дуняшева вернулась в родной Кирово-Чепецк. Элина – куратор выставки «Когда стены смогли говорить» (6+) в городском музее.
Элина, почему вы вернулись после учебы в Петербурге в наш небольшой город, тогда как многие молодые люди стремятся уехать из него?
- Мне захотелось более размеренного, деятельного образа жизни. В Петербурге удушающий для творчества комфорт жизни. Все превращается в некий уютный матрац, который ни жестче и ни мягче – а как раз. Если по натуре ты искатель, то там придется преодолевать толщи чьих-то ответов, пока не найдешь свой. Так что всем ищущим иногда нужен Чепецк.
Как вам сейчас живется после мегаполиса? Чего не хватает? Есть ли преимущества жизни в маленьком городе?
- Мне не хватает: хороших булочных, такси, которое работало бы бесперебойно, и вообще лучшей транспортной доступности. Еще освещения в некоторых переулках. Это все мелкие недочеты, не влияющие глобально на качество жизни. Переживала, что после насыщенной культурной повестки (я каждую неделю ходила в Эрмитаж) будет не хватать того же в Чепецке, но это пока с лихвой компенсируется работой и посиделками в музее. Главное достоинство Чепецка – здесь моя семья, а еще фокус внимания на развитии как художницы.
Как пришла идея создать выставку «Когда стены смогли говорить», посвященная языку города?
- История почти анекдотическая. Я с легкой бравадой бросила в разговоре с Владимиром Леонидовичем Северюхиным слова о готовности сделать в музее выставку совриска (современного искусства). Каково же было мое удивление, когда уже на следующий день он позвонил и сказал, что в плане - брешь, и музей готов ее заполнить ярким проектом, о котором я полушутя-полуиграя заявила. В тот же час я отправилась в музей и по пути судорожно придумывала ее смысловую начинку. Чепецкие улицы подсказали идею. Вывески! Многие художники начинали с вывесок! Нико Пиросмани, например.
Эта выставка - очень необычное культурное явление для нашего города. Это своего рода вызов? Вы как-то говорили: «Бросить соль в глаза».
- Конечно. Но не только для зрителей: нам же пришлось в цейтноте на три копейки делать выставку, не имея спонсоров. Создавать с нуля, из пустоты (многие работы выполнены специально для выставки). Я не ощущаю это высказывание как «соль в глаза» - у меня-то глаз замылен питерскими выставками, это вариант нормы.
Что необычного зрители могут увидеть на вашей выставке?
- Думаю, для зрителя, который не является завсегдатаем музеев и галерей, будет удивлением, что искусство – это не только про «холст и масло». На выставке больше арт-объектов, нежели классических квадратиков картин. Искусством могут быть инсталляции, например, композиция, состоящая из забора, увешанного клочками объявлений, стремянки и покоцанных банок из-под краски.
Чувствуете ли вы поддержку со стороны местного сообщества художников, искусствоведов, руководства вашей школы?
- Большую поддержку оказала художественная школа: пять педагогов приняли участие в выставке, а также некоторые воспитанники школы. Художники местные очень рассредоточены; есть старая гвардия, которая концентрируется вокруг «художки» и музея, а молодые ребята разрознены. Нам хотелось бы сложить это молодежное арт-комьюнити…
Кто помогал вам в подготовке выставки?
- Помогали многие от мала до велика, например, мои сестры, а они еще школьницы. Большая часть художников – вятские. Кто-то приехал в Чепецк из Екатеринбурга – я говорю про уличного художника Кирилла «Всётакое остальное». Кто-то – из Москвы: чудесная Вика Катай-Колупаева, она чепчанка, оставившая столичную жизнь. Арсений Ars Scrawl из Петербурга, но поселился на вятских берегах, и здесь, по его словам, как уличному художнику ему развиваться проще и интереснее.
Как появилась идея с объявлениями, автобусными билетиками по пять копеек?
- Сам Чепецк подкидывал идеи. Какое послание и какими способами: досками объявлений, граффити, вывесками - город хочет нам донести? Содержательной может быть даже поездка на автобусе: пока ждешь на остановке, переминаясь с ноги на ногу, читаешь чьи-то письмена. Из всего может родиться художественный образ, главное – чувственно и внимательно взаимодействовать с городским пространством.
Были интересные случаи во время подготовки выставки?
- На выставке висит колоссальных размеров фартук продавщицы «Чепецк.Рыбы» и ее же громадные колготки. Это работа Ксюши Зянчуриной, она тоже училась в «художке». Нам хотелось просто поиграть с объемами, представить, что в городе живет великанша. Но оказалось, что есть пересечение с финно-угорским мифом об исполинах, о чем писал Владимир Лихачев: «Давным-давно небеса находились очень близко к земле, людям так жилось счастливо без болезней и горя. Но однажды некая женщина решила повесить постиранное белье на небеса для сушки. Небеса обиделись и поднялись высоко, оставив место для бедствий и несчастий. И люди из счастливых превратились в несчастных».
Удивительно, как, не зная про этот миф, мы его интуитивно проиллюстрировали.
Какие отзывы услышали от посетителей?
- Кто-то шокирован увиденным, кто-то разочарован, кто-то приятно удивлен от столкновения с новым форматом. Я всякой реакции рада, особенно негативной: острая неприязнь лучше равнодушия.
Какого зрителя вы ожидали увидеть и какого увидели – совпали ваши ожидания?
- Хотелось бы, конечно, видеть больше молодых. Да, у нас демографическая яма – в городе мало девушек и парней от 18 до 30. Но миллениалы где? Почему притаились дома? К сожалению, у нас нет привычки культурного досуга, потому что ассортимент его не очень велик. Не то чтобы у меня было много иллюзий насчет посещаемости, но все же, все же…
Чем вы занимаетесь сейчас, помимо преподавания?
- Учусь быть нейросетевым художником, то есть формулирую грамотно запрос, по которому нейросеть выдает художественный результат. Потом долго и мучительно вручную дорабатываю. За нейросетями будущее, и мне очень интересно, как искусственный интеллект влияет на арт-среду.
Это ваш первый опыт организации выставки. Будут новые проекты?
- Да, хочу, чтобы стены заговорили не только в музее, но и в городе! Думаю, по весне займусь стрит-артом.
Элина, так зачем же ищущим нужен Чепецк?
- Это все равно что Болдинская осень для Пушкина или ссылка для Бродского – здесь место и время, когда хорошо пишется и рисуется.
Досье
ФИО: Дуняшева Элина Ильдаровна
Дата рождения: 27 апреля 2000 года
Образование: искусствовед (Академия Штиглица, Санкт-Петербург)
Любимая книга: «Москва - Петушки» В. Ерофеева
Хобби: смотреть и делать красивые картинки, забредать в странные места
Девиз: «Дисциплина, дисциплина, дисциплина!»
Беседовала Майя Ефремова
фото предоставлено Элиной Дуняшевой