В музее Кирово-Чепецка работает выставка живописи и графики известного петербургского художника-портретиста, члена Союза художников России Сергея Артемьева
Сергей Васильевич, почему, не имея профессионального образования, вы выбрали путь художника? Или вы родились с кистью в руке?
- Родители мои – ученые-микробиологи. А я рисовал с детского сада. Воспитатель настояла, чтобы родители отвели меня на занятия по рисованию во Дворец пионеров.
Впервые в международной выставке я принял участие в 1967 году, когда мне было семь лет. А в 1969 году в Дели проходила выставка «Мир глазами детей», на ней было представлено около двух тысяч детских работ со всего мира. После выставки правительство Индии решило выпустить открытку и почтовую марку – в числе шести отобранных художественных работ была и моя. В том же году мои картины были представлены уже в Русском музее.
В десятилетнем возрасте через общих знакомых меня представили известному живописцу Александру Ивановичу Лактионову: он посмотрел мои работы, а на летних каникулах взял меня в ученики. В то время он познакомил меня с Александром Шиловым, который впоследствии стал народным художником СССР. Уже тогда Лактионов пошутил: «Смотри, Саша, тебе конкурент растет!», потому что я нашел ошибку в его работе.
Почему же вы так и не получили профессиональное художественное образование?
- В школе я увлекался астрономией и решил поступать на отделение астрономии математико-механического факультета университета. Через полтора года понял, что будущая профессия не принесет мне того дохода, который бы меня устроил. И решил пойти в армию, но в весенний призыв меня не призвали. Тогда, чтобы не терять время, подал документы в художественный вуз, поскольку рисовать я не переставал. Со своими «этюдиками» направился в Академию художеств им. Репина: наряду со мной подавали документы, как мне казалось тогда, пожилые дяди - лет 26-28, которые принесли с собой большие работы. И в свои 19 лет я решил, что пока мне рано в академию. Через некоторое время хотел подать документы в Мухинское художественное училище, но опоздал на один час. Подумал, что не судьба. В итоге с отличием окончил инженерно-экономический институт.
А как же совершенствование себя как художника?
- Во время учебы в институте художественное творчество я не бросил: поступил в изостудию ДК им. Капранова, где занимался у питерского художника С.Б. Эпштейна, который являлся учеником И.И. Бродского. Тот в свою очередь был учеником И.Е. Репина.
Профессиональное образование – это, несомненно, хорошо, но изначально в человеке должна быть основа. Объясню: чтобы получить бриллиант, нужно огранить алмаз; но если подвергнуть огранке гранитный камушек, он все равно останется гранитом. Художник рисует глазами, а руки – это лишь инструмент.
Как вы охарактеризуете свой стиль?
- Реализм. Меня почему-то часто причисляют к фотореалистам, но это не так. Фотореалисты просто копируют фотографии. Я же в своих работах использую фотографии лишь как подсобный материал. Те же Шишкин и Репин, например, активно пользовались фотографиями при создании работ…
В год с натуры я делаю два портрета, больше не получается. Чтобы получить один такой портрет, нужно провести 20 сеансов. У известных людей нет столько свободного времени, поэтому их портреты рождаются с использованием фото.
Расскажите историю создания хотя бы одного из них.
- Моя хорошая знакомая живет во Франции и имеет связи в художественном сообществе. Она много раз помогала мне организовывать там выставки. И однажды я подал ей идею подарить мою работу какому-нибудь известному французу. Она предложила кандидатуру Пьера Кардена. В ходе переговоров мне поступило предложение написать его портрет к 90-летнему юбилею. Меня предупредили, что мэтр очень привередлив: в один из визитов Кардена в Москву Никас Сафронов вручил ему по-быстрому сделанный портрет модельера, но тот так и оставил его в России.
Идея, как создать необычный портрет, мне пришла сразу. Я решил, что нужно в одной работе отразить всю жизнь героя. Писал тот портрет я около двух с половиной месяцев. В нем есть и Венеция - Пьер Карден родом из Италии, и миниатюрный портрет Кристиана Диора, с которым была тесно связана его профессиональная деятельность во Франции. Из наших знаменитостей на полотне можно разглядеть Зураба Церетели, поскольку Пьер Карден – почетный академик Академии художеств; Майю Плисецкую, поскольку они были дружны, и он шил для нее костюмы. Также я добавил на полотно миниатюрные портреты Захарова, Абдулова и Караченцова, так как Карден участвовал в финансировании спектакля «Юнона и Авось», и многих других людей, с кем была связана его жизнь.
Когда мэтр увидел готовый портрет, он воскликнул (в вольном переводе с французского): «Елки-палки, это ж я! Точно я!». Кстати, в подобной же манере мной выполнен портрет актрисы Катрин Денев. Его можно увидеть на выставке в Кирово-Чепецке.
Как пришло решение организовать выставку именно в Кирово-Чепецке?
- В прошлом году на Всероссийском летнем пленэре художников России «Вятская провинция» в Яранске я пообещал через год организовать там персональную выставку. Но как раз в нынешнем июле в выставочном зале начался ремонт, и ваша местная художница Ольга Балашова, с которой я познакомился на том пленэре, предложила мне привезти выставку в Кирово-Чепецк. Хороший город, достаточно большой.
Кстати, это благотворительный проект. И на выставке представлены только фондовые работы, которые я не собираюсь продавать.
Как долго пишется картина?
- По-разному: от двух с половиной дней до нескольких месяцев. Параллельно в работе у меня бывает 5-6 портретов, а однажды было 11. Берусь за то, к чему больше лежит душа. И, конечно, соблюдаю обязательства по срокам.
Вы сразу представляете конечный результат?
- Да. Остается только перенести на полотно.
Сколько всего у вас работ?
- Около двух тысяч, учитывая портретные миниатюры диаметром 12 сантиметров.
В чем вы черпаете вдохновение?
- Это может быть все, что угодно. Красивое, цепляющее: девушка, песня, стихи…
За что вас ругают критики?
- Меня хвалят и ругают за одно и то же – за реализм.
А чье мнение для вас важно?
- Есть коллеги, чье мнение я уважаю. Но подстраиваться под чей-то вкус не собираюсь. У каждого художника свой зритель.
Приходилось ли вам испытать творческий кризис?
- Нет. У меня всегда много планов.
Расскажите о своем хобби.
- Еще со студенческих времен мы с друзьями ходили на байдарках. Традиция такого «культурного бомжевания» сохранилась и по сей день. Ежегодно в августе на пару недель стараемся выбираться в Северное Приладожье. Из таких походов я всегда возвращаюсь с несколькими этюдами, некоторые впоследствии перерастают в выставочные работы.
Кроме того, играю в интеллектуальный квиз «Лиги Индиго».
Поделитесь ближайшими творческими планами.
- Планирую продолжить серию пастельных портретов русских красавиц. Еще задумал серию из девяти портретов своих любимых действующих актеров. В нее уже вошли Андрей Мерзликин, Евгений Миронов, Сергей Маковецкий, Глафира Тарханова, Юлия Пересильд, Алексей Гуськов, Владимир Машков. Осталось два места, а тех, кого бы я еще хотел запечатлеть, куда больше. Так что придется делать нелегкий выбор.
Удачного воплощения творческих планов!
- Благодарю.
Досье
ФИО: Артемьев Сергей Васильевич
Год рождения: 1960
Образование: высшее, инженер-экономист
Профессия: художник, бухгалтер
Хобби: водный туризм, интеллектуальные игры
Семья: женат, взрослые дочь и сын, есть внук
Девиз: «Бог определяет длину жизни, а от тебя зависит ее ширина»
Видео с автором доступно по ссылке.
Беседовала Людмила Резвова