Всё началось со старой фотографии, где на ромашковой поляне под крылом военного самолета Р-5 фотографируются люди.
Послевоенная фотография 1947 год. Место действия – Большой Перелаз, 30 км от Кирово-Чепецка. За этим фото - история захватывающих событий военных лет, герои которых жили в нашем районе во время Великой Отечественной войны.
Рассказывает музеевед Наталья Леонидовна Головизнина. Сегодня Наталья Леонидовна занимается возрождением Музея истории в родном селе Ржаной Полом Кирово-Чепецкого района.
Встреча и разговор с Натальей Леонидовной состоялись по поводу малоизвестного и почти забытого факта: в 1943 году у деревни Большой Перелаз в 4 км от села Полом, в 30 км от Кирово-Чепецка, был построен опорный аэродром.
С чего все началось...
- В 60 годы я училась в Поломской средней школе. Вторая моя специальность - музеевед. Когда встал вопрос о реконструкции школьного краеведческого музея, не могла остаться в стороне. Сподвигло к этому и то, что потребуется время, чтобы появился историк, энтузиаст-краевед, который серьёзно займётся уникальными материалами по истории села и фондовыми музейными коллекциями. Свидетельства прошлого, к сожалению, не могут ждать, они утрачиваются. Но рядом оказался такой человек, неугомонный, откликающийся на всё важное безотлагательно - Стефаненкова Светлана Анатольевна, добровольно возложившая на себя миссию хранителя школьного краеведческого музея. Не планировала я это дело. Так получилось. И очень бы хотелось, чтобы получилось, как задумано.
Аэродром под грифом «секретно»
«Ястребки! Ястребки!», - захлёбываясь от восторга, кричали мальчишки, первыми заметившие громадное количество самолетов. Самолёты, сделав круг над деревней приземлились на аэродром.
Важное письмо
В 1942 году над Кировской областью нависла реальная угроза стать зоной боевых действий. 14 апреля 1942 года, в связи с обострившейся обстановкой на фронте, Кировский обком ВКП (б) под грифом «секретно» получил письмо управления Военно-Воздушных Сил МВО о дополнительном строительстве оперативных аэродромов.
Строительство опорных аэродромов для базирования авиации стало одним из звеньев системы государственных оборонных мероприятий в стране. К этому времени на территории области уже было построено 26 аэродромов. Требовалось в кротчайшие сроки запустить ещё 6. Военные объекты создавались для укрепления инфраструктуры противовоздушной обороны в тыловых военных округах. Одновременно они решали задачи расширения учебной сети для подготовки лётного состава. На них можно было сделать дозаправку самолётов горючим. Есть мнение, что они необходимы были и для переправки продуктов по ленд-лизу на Дальний Восток.
После работы изыскательских партий аэродромного отдела ВВС МВО по определению их местоположения в Кировской области выбор пал на деревню Большой Перелаз Поломского с/совета Просницкого района.
Строительство. Большой Перелаз
Строительство опорного аэродрома развернулось летом 1942 года. Большой Перелаз - в то время колхоз имени Степана Халтурина - одно из самых экономически сильных хозяйств района. Председателем его был Шатунов Семён Иванович. Призыву в армию он по возрасту не подлежал, но его труды на этом посту были чрезвычайно ответственными и тяжёлыми.
В годы войны в колхозах действовал, как на фронте, известный приказ Сталина за № 227 «Ни шагу назад», по которому невыполнение плана хлебосдачи государству предусматривало крайне жёсткие меры наказания.
Трудно сегодня понять и оценить степень содеянного, если учесть, что выбранное время для строительства аэродрома – это страда, каждый человек на учёте. Да и где взять этих работников? Бронь на деревенского мужика не распространялась. Каждая семья снарядила если не отца, то сына, а чаще обоих, на войну. Где взять технику? Материалы? Опыт? Силы? Время?
Строительство опорных аэродромов находилось в подчинении Управления авиационного строительства при НКВД. Предполагалось, что трудовые ресурсы будут черпаться внутри его системы: заключённые лагерей и колоний, местных исправительно–трудовых учреждений. В жизни оказалось, что НКВД вынуждено было опираться в этом деле на мобилизацию местного населения, в нашем случае - колхозников, которые понимали важность строительства аэродрома и даже, по – простоте своей, ожидали приезда к ним самого Сталина.
Военнопленные поляки: «Часто возишь! Медленно вози!»
Протяжённость строящегося аэродрома составляла более одного километра. Отдали под него в Большом Перелазе пахотную землю. Покрытие грунтовое. Поэтому со всех деревень и сёл округи по специальной разнарядке везли из карьеров глину, щебень, песок, гравий, камень. На строительство пошли каменные глыбы взорванных церквей Ржаного Полома, Кузиков, Филиппово. Всё это прикатывали громадными катками.
Семьи тех, кто строил и обслуживал аэродром, на фоне дома Дубовцевых. Б.Перелаз. 1947 г.
Для инженерно – технического обеспечения и руководства всеми работами в деревню прибыли специалисты вместе с семьями из Ленинграда. Они были расквартированы, как и другие эвакуированные, по избам колхозников.
В качестве рабочей силы использовались и военнопленные – поляки. Было их человек сто. Жили в землянках. На работу шли под конвоем. Трудились с «прохладцей», в основном в каменном карьере. Возницам мальчишкам они кричали: «Часто возишь! Медленно вози!». Кормили пленных скудно. Часто рыбой треской. Её они стремились обменять на молоко и яйца. Иногда вымаливали под окнами домов хотя бы какой-то еды. Но деревня сама жила впроголодь. Подать много не могла. От невыносимого труда умирали и те, и другие. Поляков хоронили не на кладбище, а тут же недалеко от аэродрома, по его краю или в лесу.
А Лера Макеева стала балериной
В семье Дубовцевой Павлы Алексеевны из д. Большой Перелаз всегда считалось, что в годы войны у неё в доме жили эвакуированные из Ленинграда, семья лётчика …
Ее каменный дом, сложенный из самодельного кирпича, просторный и крепкий, в пять окон, смотревший на дорогу, считался в этой зажиточной, большой деревне лучшим.
В 1941 году Павла Алексеевна проводила мужа на войну. В 1942 году получила похоронку: пропал без вести. Сохранилась от него почтовая карточка с адресом полевой почты и штемпелем военной цензуры. Письмо с фронта последнее, из пяти, очень короткое с поклонами семье и родным. Написано 12 апреля 1942 года.
Из десяти детей Афанасия Яковлевича и Павлы Алексеевны выжили трое: Алексей (1928 г.р.), Валентина (1938 г.р.) и Галина (1936 г.р.).
К Павле Алексеевне, как и ко всем в деревне, были заселены эвакуированные из Ленинграда. В основном это были женщины с детьми. Дом у Дубовцевых большой, поэтому в нём поместили семью Макеевых из трёх человек и ещё подселили двух жиличек - девушек.
Жили все вместе, дружно. Особенно сблизилась её старшая дочь Валентина с Валерией Макеевой или просто Лерой. Они были одногодки. Вместе босиком бегали по деревне. Вместе собирали полевые цветы за домом, на лужке. Делали из них громадные букеты, плели венки. Вместе пошли в первый класс и с собой прихватили шестилетку Галину, которую не с кем было дома оставить. Учительница Шатунова Антонина Семёновна была не против: «Пусть сидит на задней парте!». Но малолетка в учёбе не отставала, в классе, где было 45 учеников, вскоре обогнала многих по математике!
Ребятня деревенская по-своему приняла в свою компанию вновь прибывших детей. Быстро «припечатывала» им прозвища. Ленинградка Валерия стала «Лерой – холерой».
На групповом фото, сделанном на фоне дома Павлы Алексеевны 3 августа 1947 года, Лера сидит в первом ряду с букетом полевых цветов. Во втором ряду, в центре, в белой рубашке Владимир Михайлович Макеев, её отец; в верхнем ряду, вторая слева, его жена Тамара Андреевна. Вряд ли отец Леры был лётчиком. Для строительства и эксплуатации аэродрома требовались и инженеры, и техники, и обслуживающий персонал, и инструкторы, которые обучали курсантов прыжкам с парашюта.
Владимир Михайлович часто летал в Ленинград по делам службы. Девочки всегда ждали его с нетерпением. Он не только дочке, но обязательно и Вале с Галей привозил нарядные платья, сладости, игрушки. Так у них появилась целлулоидная большая кукла – пупс. Это было настоящее чудо!
О его жене воспоминания также самые тёплые, как о добром и отзывчивым человеке. Однажды из стада не пришла их корова. Искали до позднего вечера. Тамара Андреевна была с ними до тех пор, пока не нашли в лесу "беглянку".
И после войны, когда семья Макеевых вернулась в Ленинград, связь с Большим Перелазом не прекращалась. Теперь уже они, жившие в небольшой комнате, принимали всю разросшуюся семью Дубовцевых. Ездили за разными продуктами и любовались северной столицей.
Не прекращалась и переписка, о чём свидетельствуют фотографии, которые вскоре будут оформлены, как раритеты школьного краеведческого музея. А Лера Макеева стала балериной…
Лера Макеева, Ленинград, 1957 год
Лётчики – курсанты: "Когда парашют раскроется, летишь и поёшь"
Аэродром был выстроен в срок. Но, к счастью, к 1943 году положение на фронтах Великой Отечественной войны сложилось так, что фашистское командование было вынуждено отказаться от захвата столь отдалённых городов как Киров.
Аэродром в Б.Перелазе сохранил за собой как основную функцию учебную. Сначала курсантов обучали инструкторы лётному делу. Будущие лётчики стояли на постое по деревням. Некоторые жили в землянках или в палатках в лесу. Около аэродрома стояла цистерна с горючим, которое подвозили в бочках, на лошадях.
Полёты продолжались с 7 часов утра до обеда. Над деревней стоял бесконечный гул. «Однокрылые ястребки» летали низко, сразу штук по 15, вызывая страх у деревенских старух и восторг у ребятни.
Для лётчиков-курсантов построили из досок клуб, где крутили кино и ставили спектакли и концерты. Была у них и своя столовая. В свободное от учёбы время до своих «зазнобушек» ходили в село, рыбачили, водили дружбу с местными подростками.
После войны, а может в самом её конце, летную молодёжь сменили призывники, которые по распоряжению Просницкого военкомата обучались парашютному делу. На вопрос местных парней: «Страшно прыгать?» Отвечали: «Когда выходишь на крыло – да! Если не двигаешься на команду «Ну, пошёл!», боишься, тебя просто инструктор сталкивает. Но когда парашют раскроется, тогда летишь и поёшь!»
Авиабомба, продолжение истории
История аэродрома в Большом Перелазе неожиданно нашла продолжение осенью 1996 года, когда в деревне Ванихинцы, в доме Мурашкина Юрия, была обнаружена авиабомба. Известно, что дом ранее принадлежал его деду Анатолию Тимофеевичу и бабушке Елизавете Афанасьевне. В годы войны у них жили и строители аэродрома, и курсанты, будущие летчики. Бомба была взорвана подрывниками за Ванихинским прудом. По поводу этого события, очевидцами которого были многие, районная газета «Кировец» откликнулась коротким сообщением, что бомба оказалась макетом.
Коллективная память
История аэродрома в Большом Перелазе, не зафиксирована краеведами, но она осталась в коллективной памяти благодаря таким людям, как: Леонид Степанович Мурашкин, обративший наше внимание на это событие; Стукова (Дубовцева) Светлана Алексеевна, у которой в доме бабушки Павлы Алесеевны стояла на квартире семья специалиста из Ленинграда Макеева; Садриева (Дубовцева) Валентина Афанасьевна, подруга Леры Макеевой; Власова (Шатунова) Ираида Семёновна, дочь председателя колхоза им. Степана Халтурина Шатунова Семёна Ивановича; Дубовцев Геннадий Александрович, память которого сохранила многие факты военного детства и юношества.
В статье использованы интервью с Натальей Леонидовной и записи о аэродроме в Большом Перелазе в сообществе «Ржаной Полом. Музей Истории. Перезагрузка» ВКонтакте, созданном Натальей Леонидовной Головизниной. Фотографии военного времени перефотографированы из семейного архива Валентины Афанасьевны Садриевой(Дубовцевой).
Головизнина Наталья, кандидат педагогических наук, музеевед
Наталья Леонидовна Головизнина. Музеевед, кандидат педагогических наук. «Жизненное кредо? Пожалуй, оставил его мне отец Прозоров Леонид Григорьевич: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!»», - ответила Наталья Леонидовна на вопрос о фразе, которая помогает в жизни.
Фото: Майя Ефремова