Все о Кирово-Чепецке
и его жителях
12+
Скачать газету
От швейной артели до фирмы «Заря»
18 января 2025
1
313

Когда-то наш город славился на всю страну мужскими сорочками высочайшего качества. Они успешно соперничали с изделиями фабрик Москвы и Ленинграда.

Началось с артели

До 1959 года в Кирово-Чепецке работала артель «Швейпром». В 1959 году строительство швейной фабрики было согласовано с Кировоблисполкомом для трудоустройства женщин, переводимых из особо опасных производств Кирово-Чепецкого химического завода, связанных с радиоактивностью.

В то время советская промышленность уделяла большое внимание созданию эстетически привлекательных рабочих пространств. Это было частью общей идеологии, направленной на улучшение условий труда и повышение культурного уровня рабочего класса. И Кирово-Чепецкая швейная фабрика, входившая в Кировское производственное объединение «Заря» (1963-1977 гг.), стала одним из ярких примеров такого подхода.

Сорочки на любой вкус

Производство развивалось большими темпами. В 1965 году с конвейерных линий Кирово-Чепецкой швейной фабрики ежедневно снимали пять тысяч сорочек. Это были сорочки из хлопка и штапеля, лавсана и тирилена, натурального и искусственного шелков. 42 модели удовлетворяли самые разнообразные вкусы покупателей!

Фабрика отправляла свои изделия в разные концы страны. Большинство моделей сорочек, особенно из синтетических тканей, пользовались повышенным спросом и успешно соперничали с изделиями фабрик Москвы и Ленинграда. Об этом говорит такой факт: кировский универмаг, крупнейший магазин области, совсем отказался от сорочек, изготовленных другими фабриками, и торговал только изделиями кирово-чепецких швейников. За один квартал 1965 года универмагом было продано сорочек нашей фабрики на 101 тысячу рублей!

Стотысячными «тиражами» сходили с фабричного конвейера сорочки. И в каждой - воплощенные замыслы, рожденные в фабричной лаборатории.

Внедрение электроники в производство

Процесс раскроя материала на швейной фабрике проходил так: закройщики раскладывали на верхнем куске ткани лекала и очерчивали контуры, рисовали замысловатые фигуры. А всего сложено таких кусков было более ста. Механический нож, подобно лобзику, проходил по нарисованному контуру, «выпиливая» из громадного тканевого бруска будущие детали рубашек. Но как ни раскладывали трафареты, пространства между кусками оставались – были и ненужные лоскуты. Поставишь не так лекало - и сотни метров ткани идут в отходы. Однако на помощь закройщикам пришла электроника. На фабрике заработала отечественная электронная машина ЭМРТ-2. Машине задавали исходные данные - длину куска ткани и количество изделий. Оператор нажимал на клавиши, и на стеклянном табло вспыхивала лампочка, электронный ящик выдавал ответ: сколько изделий и каких размеров можно выкроить из отреза. Таким образом, для операторов улучшили условия труда и обеспечили экономию ткани. Электронного закройщика можно было не проверять: раскрой, который он предлагал, был лучшим.

Эстетику - в производство

На фабрике посчитали, что там, где нет культуры производства, не может быть и речи о высоком качестве продукции, отвечающем современным требованиям людей. Культура производства имеет прямое влияние на производительность труда. «Не мода и не дань времени, а неотложное требование – вот что такое промышленная эстетика», - говорили в общественном совете фабрики, куда входили технологи, мастера, художник, передовые рабочие.

Внимание обращали на свет и цвет на рабочих местах. Стены в цехах перекрасили в мягкий, успокаивающий светло-зеленый цвет. Подобрали гармонирующие с окраской стен и оборудования шторы на окна. По цвету окраски расставили оборудование в пошивочном цехе.

В цехах висела наглядная агитация: «Научился сам - научи товарища», «Труд - дело чести, будь всегда на первом месте», «Прогульные дни воровству сродни», «Уронил - подними, катушка ниток стоит 9 копеек», «Уронил - подними, каждая пуговица стоит 2 копейки».

Чтобы не утомлялись глаза при работе в вечернюю смену, сделали рациональное освещение рабочих мест. Раньше была одна линия освещения на два ряда машин, а в 1965 году люминесцентные лампы смонтировали над каждым рядом машин. Результат от всего сделанного не замедлил сказаться. Выработка на одного рабочего в цехах повысилась, а число работниц, не выполнявших норм выработки, снизилось.

На фабрике смонтировали радиоузел, радиофицировали все цеха. Швеи-мотористки слушали музыку, чтобы меньше утомляться. Переделали проходную так, чтобы она не уступала театральному подъезду.

«Производственная эстетика, доступная любому самому маленькому предприятию, прочно входит в нашу жизнь, потому что невозможно представить современное предприятие без высокой культуры производства», - написал в газете «Кировец» в 1965 году А. Ронжин, директор Кирово-Чепецкой швейной фабрики.

С 1977 года фабрика была переименована в Кировское производственное швейное объединение «Заря», в 1991-м оно было реорганизовано в арендное предприятие «Заря», а спустя год - в швейную фирму «Заря».

Автобусная остановка на Заводской улице по-прежнему называется «Швейная фабрика». В производственных корпусах теперь располагаются различные ИП, предприятия, фирмы. Однако память о фабрике жива в сердцах жителей города, особенно тех, кто работал там и помнит ее лучшие времена, а также печальный закат.

фото из семейного архива Г.С. Марковой

Теги:
Комментарии
Й 2025-01-18 20:15:55

...кто помнит лучшие времена, к сожалению печальный закат всего и вся ещё впереди...

Добавить комментарий
Последние комментарии
Ну и разруха.
Юбилей — время перемен?
Й 2025-02-07 20:10:11
девочки хорошие, работа бе
Самые красивые девушки уголовно-исполнительной системы выбраны
Dimitrulikus 2025-02-07 19:31:07
ТОчно. Я помню говорили про бумагу что это дороже выходит в долгосрочной перспективе. А метал им сейчас нужен не монеты делать. Все понятно.
Банк России объяснил вывод из обращения монет в 5 и 10 рублей
Белый 2025-02-07 17:43:51
В ЦБ объяснили, что в нулевые годы банкноты 5 и 10 рублей были востребованы, но быстро изнашивались, поэтому их заменили на монеты. Однако теперь люди предпочитают бумажные деньги, которые занимают меньше места в кошельке и не "оседают в копилках".

Да ладно. В то время говорили всё наоборот, мол металлические деньги дольше ходят в обороте, чем бумажные, поэтому выпускаем монеты. Сегодня свист из ЦБ объясняется просто, себестоимость изготовления монет 5 и 10 рублей обходится значительно дороже номинала, поэтому переходим на бумагу. Тем более в бумажных деньгах 5 и 10 руб. не используются импортные красители.
Банк России объяснил вывод из обращения монет в 5 и 10 рублей
Й 2025-02-07 14:07:47
Похоже на дорогостоящие похороны долгожданного проекта, так как вывод в ТЭО скорее всего будет типа "шкурка выделки не стоит, лучше оставить всё как есть и подремонтировать существующую инфраструктуру"...
Объявлена закупка на разработку технико-экономического обоснования объездной дороги города Кирова
Как-то так... 2025-02-07 11:03:39