Все о Кирово-Чепецке
и его жителях
12+
Скачать газету
Знакомый и незнакомый Борис Петрович Зверев
15 мая 2025
1
803

Человек-эпоха — такими словами характеризуют Бориса Петровича Зверева современники. Инженер–химик Кирово-Чепецкого завода, начиная с предвоенных лет и заканчивая 1965-м, ученый оставил неизгладимый след многочисленными научными открытиями и успешными внедрениями инновационных производственных технологий. Каким он был человеком вне стен лабораторий и рабочих кабинетов?

В 1939 году Наркомат химической промышленности командирует Б. П. Зверева на завод № 148 в г. Дзержинске. Под его руководством на основе органического стекла на заводе «Рулон» - началась работа по созданию знаменитой «прозрачной брони» для легендарных советских штурмовиков Ил-2.

Это стекло надежно защищало кабины от пуль и даже двадцатиметровых снарядов скорострельных фашистских авиационных орудий. Благодаря высокой надежности слава о чудо-стекле разнеслась среди главных авиаконструкторов страны и директоров крупных оборонных предприятий, которые начали массово размещать заказы на уникальное изделие. Фашистские самолеты также оснащались прозрачным бронированным стеклом, но оно существенно проигрывало зверевскому.

Также на «Рулоне было создано производство призм для остекления смотровых щелей танков. За выдающиеся достижения в создании надежной защиты экипажей боевых машин Звереву было присвоено первое звание кавалера ордена Трудового Красного Знамени.

В 1949 году Зверев приезжает в Кирово-Чепецк. Под его руководством были успешно реализованы проекты по производству продуктов химической промышленности: хлор, каустическая сода, хлороформ, хлористый кальций, различные виды гербицидов, фреоны, разнообразные мономеры и вторичные полимеры, вторичный каучук, изделия из уникального материала — фторопласта. Особое внимание заслуживает медицинская продукция предприятия: уникальные искусственные клапаны сердца, а также целый спектр современных медицинских инструментов и аппаратов.

Интересно приоткрыть официальную завесу наград и регалий и попытаться представить, кем был этот выдающийся человек в повседневной жизни, в кругу семьи. О нем вспоминает Наталья Зверева – его дочь, показав семейные фотографии.

На одной из них Борис Петрович вместе с его удивительной собакой по кличке Бара. Он приобрел ее когда было два с половиной года. Она была превосходно выдрессирована, а любовь к новому хозяину стала беззаветной. Случилось однажды так, что гость дома ненароком надел шляпу Бориса Петровича и собирался уйти. Бара мгновенно среагировала: ловко подпрыгнув, аккуратно сняла головной убор, ничуть не повредив гостя.

Независимо от того, насколько поздно заканчивал рабочий день, приходя домой, Борис Петрович неизменно шел гулять по живописным тропинкам с любимой собакой в Комсомольском парке.

Как-то один гражданин позволил себе распустить руки в адрес женщины прямо на улице. Женщина звала на помощь. Услышав крик, Борис Петрович немедленно вмешался. И когда «бытовой драчун» увидел, мало того служебную собаку, но еще и главного инженера, пыл его мгновенно утих.

Незадолго до Нового года Борис Петрович несколько раз лично задерживал нарушителей, незаконно рубивших ёлки в лесу. В сопровождении Бары доставлял браконьеров в отделение милиции.

Борис Петрович страстно увлекался лыжами. На одной фотографии он запечатлен вместе с Борисом Павловичем Константиновым, имя которого носит завод. Вместе они ходили на лыжах, зашли на близлежащую ферму, где гостеприимные хозяева угостили их парным молоком.

Особенно тепло вспоминаются совместные семейные поездки на природу. Одним из любимых мест отдыха была река Просница, где они купались,  загорали, готовили уху.

Борис Петрович испытывал настоящую страсть к велосипедам у него были модели от простых прогулочных до спортивных, а еще чешский мопед марки «Ява», правда сам мопед таинственно пропал, после того, как Борис Петрович лег в больницу на операцию. Собственного автомобиля в семье Зверевых никогда не было.

Зверев любил скорость: стремительно гонял на спортивном скутере по волнам рек Чепцы и Вятки. 

Помимо страсти к скорости, Борис Петрович ценил тихий отдых, прогуливаясь с поэтическим сборником в руках. Борис Петрович прекрасно знал поэзию. Ему нравились авторы, чьи произведения в те годы находились под негласным запретом. Поскольку их творчество официально не публиковалось, жена Вера Михайловна вручную перепечатывала их на пишущей машинке. До сих пор в доме бережно хранится внушительная стопка этих листов.

Наталья Борисовна признаётся, что общение с отцом, ввиду его постоянной погруженности в работу, случалось редко. Но несмотря на это, между ними существовала сильная ментальная связь.

- Я твердо знала, что в любой критической жизненной ситуации, всегда могу рассчитывать на поддержку отца, и он обязательно придет на помощь. Это опора была мощная.

Детские воспоминания Натальи Борисовны хранят трогательные рассказы няни: «Наташенька, каждый вечер, независимо от того как поздно твой папа возвращался, он подходил к твоей кроватке и смотрел как ты спишь».

- Учась в 10 классе, я мечтала о туфлях на высоком каблуке-шпильке. В один из редких выходных мой отец отвел меня в обувной магазин на площади у ДК «Дружба». Там я выбрала шикарные вишневого цвета туфли на шпильке чешской фабрики «Cebo», стоившие целых 32 рубля — сумма по тем временам весьма ощутимая, — делится воспоминаниями дочь Зверева.

Любовь и забота о близких проявлялись в поступках Бориса Петровича. Вернувшись из служебных поездок, он непременно привозил родным подарки. Среди них была и помощница по дому - няня Наташи. Она вошла в семью Зверевых сразу после рождения Наташи и оставалась с ними, пока девочка не повзрослела. Затем няня создала собственную семью, но всю жизнь помнила время, проведенное в семейном кругу Зверевых, как самые лучшие годы своей жизни.

Современники Зверева говорят, что он был требовательным, часто даже жестким, но максимально справедливым. Он всегда с упорством и энергией до конца шел к поставленной цели. Ему удалось сплотить вокруг себя команду единомышленников, которой по плечу было решение задач любой сложности. При нем производство было отлажено до такой степени, что и годы спустя Кирово-Чепецкий химкомбинат оставался центром испытания и внедрения новых технологий.

Б. П. Зверев являлся автором 40 изобретений, большая часть которых относилась к ядерной тематике. За свою трудовую деятельность Б. П. Зверев был награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета». Он — лауреат трех Сталинских и Ленинской премий. 31 августа 2016 года решением Городской думы г. Кирово-Чепецка Борису Петровичу Звереву присвоено звание «Почетный гражданин города Кирово-Чепецка (посмертно)».

Фото: Личный архив семьи Зверевых

Подготовила Майя Ефремова

Теги:
Комментарии
Й 2025-05-15 22:55:03

...Борис Петрович испытывал настоящую страсть к велосипедам у него были модели от простых прогулочных до спортивных, а еще чешский мопед марки «Ява»...

В те годы Чехия называлась Чехословакией или ЧССР. Вроде выпускали не мопеды, а мотоциклы Jawa, хотя может быть мопеды тоже выпускали.

...Зверев любил скорость: стремительно гонял на спортивном скутере по волнам рек Чепцы и Вятки.

Такого слова как спортивный скутер тем более его речной вариант, в СССР тех лет и даже позже не существовало.

Ему нравились авторы, чьи произведения в те годы находились под негласным запретом. Поскольку их творчество официально не публиковалось, жена Вера Михайловна вручную перепечатывала их на пишущей машинке.
Не может быть, за хранение такой литературы и перепечатывание на печатной машинке с подкладкой до пяти копирок, шестая копировка плохо пропечатывалась, а это на минуточку распространение, владельцу такой литературы грозил тюремный срок. Тем более партийному руководителю негоже такими делами заниматься.

...Там я выбрала шикарные вишневого цвета туфли на шпильке чешской фабрики «Cebo», стоившие целых 32 рубля — сумма по тем временам весьма ощутимая, — делится воспоминаниями дочь Зверева.

Туфли, пусть даже чехословацкие за 32 рубля это что-то из разряда не верю или такого не может быть, хотя до денежной реформы 1961 года вполне себе годная цена, после 1961 года 3 рубля 20 копеек.

Добавить комментарий
Последние комментарии
У Вас же на сайте.

Кирово-Чепецк получил шоссейную дорогу до областного центра только летом 1959 года, когда Кировскую область должен был посетить первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Ожидалось посещение им нашего завода, и чтобы не везти Хрущева по бездорожью, за три месяца до визита появилась надежная автодорога. А до этого основным средством передвижения был железнодорожный и водный транспорт. Продукты и грузы доставляли по железной дороге и на баржах.
16 июня Кирово-Чепецк и Киров вновь соединила электричка
Гость 2025-06-22 06:26:11
Как долго мы этого ждали! Меня в детстве мама часто возила в Киров на электричке, и всегда это было целое путешествие, - рассказывает моя попутчица, пенсионерка Любовь Пипаева. – У нас сад был рядом со станцией. Я и сейчас там все лето живу.

Любопытно, а когда это ходила электричка в Киров? Единственно могу предположить, что до строительства дороги от Казанского, т.е. во времена Никиты Сергеевича. И какое садоводство расположено рядом со станцией? Приходит в голову садоводство ниже Олимпии, ближе к бывшей железке, ну или поселок ТЭЦ. Может у женщины слегка переклинило и она спутала Киров с Каринторфом?
16 июня Кирово-Чепецк и Киров вновь соединила электричка
Гость 2025-06-22 06:21:59
Й 2025-06-21 21:33:20

Только есть такая мелочь, как нежелание людей пройти пешочком даже километр. Электричка приходит на вокзал, поэтому такому любителю сэкономить придется ехать городским транспортом до места назначения. Вот так по мелочи и набегает сумма. Автовладелец, по моему мнению, в Киров на электричке не поедет, т.к. машина в электричку не влезет, а как он там, в Кирове, будет без своей ласточки. У нас даже в ближнюю промзону люди ездят на своих машинах, хотя можно спокойно дойти пешком и не развалиться, правда тротуары на Заводской разбиты в хлам.
16 июня Кирово-Чепецк и Киров вновь соединила электричка
Гость 2025-06-22 06:04:13
Гость 2025-06-21 15:49:59
А если приехать к так называемому перрону на своей машине, оставить её где-то рядом. Поехать в Киров за 163 рубля туда и 163 рубля обратно на круг всего = 326 руб. ни пробок тебе, ни штрафов и ни мало ли чего может случиться.
16 июня Кирово-Чепецк и Киров вновь соединила электричка
Й 2025-06-21 21:33:20
А вот стоимость билета - очевидное преимущество по сравнению с ценой билета на автобус – 163 рубля против 250.
автобусы маршрутов №1 и №2, помеченные буквой «Э» или словом «Электричка». Стоимость проезда в них — 40 рублей.

Арифметика. 163+40+40=243 против 250 и причем во втором случае цена зависит от места посадки в городе и месте высадки в Кирове. Главное, никакого волнения по поводу пролета с транспортом, не успел на один автобус, через двадцать минут придет другой.
16 июня Кирово-Чепецк и Киров вновь соединила электричка
Гость 2025-06-21 15:49:59