У соцработника особый склад души

Для своих подопечных, которых у Анастасии Ожеговой больше десятка, она  — Настенька. Мы встретились с ней по случаю профессионального праздника — 8 июня в России отмечается День социального работника.

Анастасия Александровна, как давно вы работаете в сфере социального обслуживания населения?

Я пришла работать в социальную сферу восемь лет назад. До этого с 18 лет была связана с торговлей, но решила кардинально поменять профессию. В Кирово-Чепецком центре социального обслуживания населения была вакансия социального работника, и я отправилась на собеседование. Для меня это была абсолютно новая деятельность. Меня прикрепили к соцработнику с опытом, и я смогла погрузиться в профессию, узнать о ней изнутри. Затем получила высшее образование по данной специальности.

Что входит в ваши обязанности?

— Я ежедневно помогаю пожилым людям и инвалидам, выполняя самые разные поручения. Это может быть покупка продуктов и медикаментов, различная помощь по дому – от уборки до приготовления пищи. Помимо этого, мы обязательно следим за здоровьем и самочувствием своих подопечных, взаимодействуя с медицинскими организациями. С каждым индивидуально подписывается договор, в котором оговаривается периодичность посещений и круг обязанностей.

Много ли у вас подопечных?

У меня их четырнадцать. Самым молодым 62-64 года, но они имеют инвалидность. Остальным — за 80, есть даже бабушка 98 лет, причем она все понимает, передвигается по квартире, но на улицу уже не выходит – тяжело.

Как правильно называть тех, кому вы помогаете?

— Несколько вариантов. Самый распространенный – «подопечные», официально – «получатели социальных услуг». Есть еще вариант «благополучатели», но он как-то не прижился.

Это все одинокие люди?

— Совсем необязательно. У многих есть родственники, которые регулярно навещают моих подопечных, но не имеют возможности уделять им столько времени, сколько тем порой требуется в силу возраста, состояния здоровья, потребностей. Кого-то не отпускает работа, у других есть дети, которым тоже необходимо внимание. Это нормальная жизненная ситуация.

Как обычно строится ваш день? Могут ли подопечные позвонить вам в нерабочее  время?

— Мой рабочий день начинается в 8 часов утра и завершается обычно в 17 часов. Но общего графика нет, каждый день особенный: для кого-то нужно купить продукты, кого-то срочно сводить к врачу. Главное в работе – хороший настрой. Конечно, подопечные могут позвонить и в нерабочее время — я всегда на связи. Бывает, им нужен банальный совет, чтобы не беспокоиться, не волноваться. Например, вечером вдруг кто-то им звонит в дверь или через домофон, а они никого не ждали. Могут спросить моего совета, как поступить. Я всегда предупреждаю, чтобы не открывали посторонним дверь и не вступали с ними в разговор.

Есть кто-то из подопечных, кого вы запомнили больше всего?

— Когда приходишь к пожилому человеку несколько лет подряд, то узнаешь его историю жизни, разделяешь его радости и беды. Они нередко делятся своими мыслями, личными переживаниями, потому что ты становишься для них не посторонним человеком. Я храню в памяти много их историй. Но, пожалуй, на всю жизнь запомню свою первую подопечную, для которой и я стала первым социальным работником. Учитель музыки, всю жизнь она проработала в школе. Пожилая женщина часто рассказывала о военной поре, вспоминала истории из школьной жизни, до последнего дня общалась со своими бывшими учениками. У нас с ней сложились очень хорошие отношения: я поддерживала ее, когда умер ее муж; радовалась вместе с ней, когда на свет появились двое правнуков. Во время пандемии мы вместе с сотрудниками центра устроили под ее окнами концерт в честь 85-летнего юбилея. К сожалению, этой бабушки не стало год назад…

Насколько эмоционально сложно работать?

 — Бывает непросто, но я уже давно работаю и научилась с этим справляться. У пожилых людей переменчивое настроение: они могут внезапно заплакать, поворчать. Но я никогда не иду на конфликт, не поддерживаю негативное настроение – наоборот, стараюсь перевести все в шутку, отвлечь своих бабушек и дедушек от плохих мыслей.

Как вы набираетесь сил, чем вдохновляетесь?

 — Я отвлекаюсь, переключаюсь, например, на огород, на шитье, веду кулинарный блог, встречаюсь с друзьями. А вообще нужно любить свою работу – тогда и ходить на нее будете с вдохновением!

Что самое сложное в профессии социального работника?

— Самое сложное —  найти взаимопонимание со своим подопечным. Но даже если оно сразу не появляется, то мы обязательно со временем проработаем ситуацию и будем дружить.

 А что самое приятное в работе?

— Радость в глазах пожилых людей, когда я прихожу. Они меня часто встречают словами: «Настенька пришла…», «Кормилица моя пришла…». Это трогательное отношение мне очень приятно.

Какими качествами должен обладать социальный работник?

— Вежливость, ответственность, понимание, сострадание, стрессоустойчивость.

Не хотели сменить сферу деятельности?

— Нет, мне комфортно в моей профессии.

Как считаете, соцработник – это призвание?

— Конечно, это не просто профессия. Люди обращаются в организацию за помощью, и социальный работник должен иметь особый склад души: быть чутким, отзывчивым, сопереживающим человеком.

Анастасия Александровна, что пожелаете себе по случаю профессионального праздника?

— Чтобы список моих подопечных не менялся много лет…

Досье:

ФИО: Ожегова Анастасия Александровна

Год рождения: 1985

Образование: высшее, специальность «Социальная работа»

Место работы: Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в Кирово-Чепецком районе

Должность: социальный работник

Семейное положение: замужем, есть дочь

Хобби: шитье

Любимый фильм: «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Любовь и голуби»

Девиз: «Любите и радуйтесь каждому дню!»

Беседовала Людмила Резвова





Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Правила   Политика конфиденциальности