Чепчанин Роман Буторин, не имея художественного образования, создает удивительные деревянные фигуры.
Еще в школе учителя и одноклассники то и дело просили Романа помочь с рисунками для стенгазеты. Дважды юношу приглашали в художественную школу и училище, а он отказался - бокс тогда казался мальчишке интереснее. Но талант все равно «выстрелил» - когда Роман уже вырастил сыновей и нашел свое место в жизни.
Недавно он увидел в интернете видео, как создают деревянные фигуры, и подумал: «Это несложно! Главное - понять, чем пилить». Нашел мастера по дереву из Москвы, связался с ним и начал учиться дистанционно.
Первого медвежонка сделал из найденного на дачном участке пня. Результат понравился и Роману, и его супруге. Медвежонка подарили знакомым.
Потом был огромный сом. Его попросил сделать товарищ. Роман не рыбак, но в работе помогла интуиция: коряги вокруг головы рыбины создают ощущение, будто сом выныривает со дна с раскрытой пастью. Затем начинающий мастер сделал кувалду на заказ, та получилась ухватистой и при этом дизайнерской.
На триптихе Ильи Глазунова «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус» нет изображения самого Гостомысла, а Роману очень захотелось его представить. И он вырезал деда из дерева. На лице старца морщины и шрамы, борода белая, на голове – шлем с медведем. Это тотемное животное Рюриковичей.
Из заготовки можно сделать кого хочешь, говорит начинающий мастер, но чаще всего знакомые просят сделать медведей. У Романа их уже много, и все разные.
"Чтобы получилось хорошо, нужно погрузиться в процесс. Это как рисовать: пробуешь, ищешь, отсекаешь все лишнее", - рассказывает Роман.
Фигуру можно выпилить за три дня: первый день уходит на форму, второй – на детали, третий – на обработку. А вот отделка может занять и месяц.
У Романа была электропила (держал ее для пилки дров), а потом купил бензопилу – она мощнее. Бензопилой срезает крупные слои дерева, а электропилой дорабатывает мелочи. Глаза вырезает отцовским ножиком. Сергей Николаевич тоже вырезал из дерева иконы и исторические сюжеты.
"Папа не успел доделать сюжет о вещем Олеге. Я не стал его вырезать, а дорисовал, и получились две части – одна отцовская, вторая моя. У папы тоже не было художественного образования, но он отлично рисовал портреты по памяти. И я тоже делаю не по науке, а своим путем", - признается Роман.
Летом в городе он насобирал пней от спиленных деревьев, например, на месте будущего парка «Южный». Для работы подойдет любое дерево. Даже тополь, который считается некрепким, Роману нравится – он не трескается в работе, как ель.
Для того чтобы деревянная фигура была долговечной, Роман обрабатывает ее смесью растительного масла, бензина, лака и колера. Бензин делает масло текучим, и оно заливается во все трещины. Можно, конечно, покупать дорогую краску, но народный способ кажется самым надежным.
Свои работы Роман не продает: делает их для себя и знакомых, хотя заказчиков предостаточно.
"Как-то я сделал большого медведя для заказчика из Вятских Полян, и мне стало неудобно брать за него деньги – подарил. Один раз просили выпилить чертей на заказ. Отказался. Мне это не близко, не мое это, - признается Роман. - Технически можно сделать все, что угодно, но мы же создаем вещь, которой раньше никогда не было. Она несет определенную энергетику. Не хочу, чтобы эта энергетика была плохой. Мы творцы в этом мире и должны отвечать за то, что творим!"
Наверное, поэтому и появились во дворе школы для детей с ограниченными возможностями здоровья милые, добрые мишки – дело рук Романа Буторина. Просто для того, чтобы мир стал немного лучше.
Ольга Величко