Следователи МО МВД России «Кирово-Чепецкий» возбудили уголовное дело по факту кражи денег с банковского счета жительницы города Кирово-Чепецка.
Неустановленный преступник похитил у чепчанки 296 тысяч рублей, оформленных от ее лица в кредит.
Оказалось, что несколько месяцев назад женщина сменила номер мобильного телефона, а старый от своего банковского счета не отвязала. В мае, получив доступ к номеру, злоумышленник смог войти по нему в личный кабинет банка и выполнить операции от лица чепчанки. О пропавших средствах и задолженности перед финансовой организацией жительница города узнала только на днях от сотрудников банка.
«Открепляйте неиспользуемые номера мобильных телефонов от личных кабинетов в банках, госуслугах и других онлайн-сервисах. Через нескольких месяцев после отказа от старого номера он может оказаться у другого абонента, в том числе имеющего недобрые намерения", - предупреждают в полиции.
фото: Freepik
20.07.2024 12:58
В ГОСДУМЕ РАЗЪЯСНИЛИ ДЕЙСТВИЯ НА СЛУЧАЙ НЕЗАКОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ КРЕДИТА ПО СТАРОМУ НОМЕРУ ТЕЛЕФОНА
Госдума: При смене номера телефона надо сразу же обновлять информацию в банках
Татьяна Замахина
Россияне сталкиваются с оформлением на них кредитов при помощи мошеннической схемы - для этого используются прежние мобильные номера граждан. Что делать в таких ситуациях, разъяснил в комментарии "РГ" председатель Комитета Госдумы по собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (фракция КПРФ).
Риски могут быть связаны со старым номером телефона, который сотовый оператор продал другому клиенту.
"Представьте себе ситуацию: обычным летним днем вы получаете неожиданный звонок из банка, - отметил депутат. - Сотрудник вежливо интересуется, когда вы планируете внести очередной платеж по кредиту. Вы в недоумении - потому что не брали никаких кредитов. Однако выясняется, что на ваше имя оформлен займ на 450 000 рублей, причем произошло это месяц назад".
После этого человек обнаруживает, что кредит был оформлен через мобильное приложение банка, привязанное к старому номеру телефона. "Этим номером вы не пользовалась уже несколько лет, думая, что он просто отключен. На самом деле, оператор связи перепродал неактивный номер, и он достался другому человеку", - пояснил Гаврилов.
Такие случаи, по его словам, становятся все более распространенными. Депутат подтвердил, что сотовые операторы действительно имеют право перепродавать неиспользуемые номера. Обычно это происходит, если абонент не пользуется SIM-картой от 3 до 6 месяцев, в зависимости от политики конкретного оператора. После этого номер может быть заблокирован, а затем передан новому владельцу, уточнил он.
Проблема, заявил Гаврилов, усугубляется тем, что многие банки и финансовые организации используют номер телефона как один из основных идентификаторов клиента. И если человек не обновил данные после смены номера, это открывает лазейку для мошенников. "В описанном случае у вас бы остался неактивный счет в банке, привязанный к старому номеру телефона. Этим и воспользуются злоумышленники, получившие доступ к личному кабинету", - отметил он.
Ситуация, добавил он, осложняется еще и тем, что некоторые банки используют недостаточно надежные методы удаленной идентификации клиентов. Например, для восстановления доступа к личному кабинету или подтверждения операций может быть достаточно только номера телефона и кода из SMS. В описанном случае мошенники смогут обойти даже двухфакторную аутентификацию, так как все подтверждения приходят на старый номер.
"Узнав о незаконно оформленном кредите, первым делом стоит позвонить в банк и потребовать заблокировать счет и остановить все операции, - рекомендовал глава комитета. - Затем отправиться в отделение полиции, где нужно написать заявление о мошенничестве. Это важный шаг, так как без обращения в правоохранительные органы оспорить кредит будет гораздо сложнее".
При этом к заявлению стоит приложить выписку из кредитной истории, добавил Гаврилов.
Согласно его рекомендации, важна помощь профессионального юриста - потому что необходимо составить грамотные претензии в банк и сотовому оператору. "От оператора связи нужно получить справку о том, что на момент оформления кредита номер телефона уже не принадлежит вам. Это будет важным доказательством", - уточнил парламентарий.
Параллельно с этим нужно направить жалобы в Роспотребнадзор и Центральный банк. Эти организации начнут собственные проверки действий банка, выдавшего кредит без должной идентификации клиента, разъяснил депутат.
Процесс оспаривания, по его оценке, займет несколько месяцев. "Банк может настаивать на том, что вы должны выплатить кредит, так как не уведомили их о смене номера телефона, - предупредил Гаврилов. - Однако благодаря обращениям и разбирательству получится добиться признания кредитного договора недействительным. Банк будет вынужден аннулировать задолженность и исправить кредитную историю".
P.S. Редакции сайта. Вы, конечно, молодцы, что информируете земляков, но лучше вместо очередного повторения новости, рассказать как работает этот механизм "охмурения" и почему у человека может быть ушедший номер быть привязан к его банку. Мне вот это абсолютно непонятно.