Одним из приоритетных направлений развития пригородного железнодорожного транспорта власти региона считают запуск электрички сообщением Киров — Кирово-Чепецк.
Сначала немного истории. Кирово-Чепецк вырос из села Усть-Чепцы, основанного переселенцами из Новгорода в середине XV века. Село служило форпостом на восточных подступах к Хлынову, располагаясь на слиянии рек Вятки и Чепцы — главного водного пути, идущего с земель удмуртов и коми.
Со временем оборонительное значение Усть-Чепцы утратилось. К началу XX века оно превратилось в крупное село. Местные жители занимались земледелием, заготовкой леса и работали на фабриках. Новая страница в истории УстьЧепцы открылась в 1935 году, когда на окраинах села начали строить тепловую электростанцию. В 1942 году, в период развертывания эвакуированных ленинградских заводов, она обеспечила электроэнергией город Киров.
К ТЭЦ проложили железнодорожную ветку Транссибирской железнодорожной магистрали Киров — Пермь. На ней, в двух с половиной километрах от поселка, находилась железнодорожная станция Чепецкая с вокзалом 3-го класса. Сейчас уже трудно представить, что через эту станцию велось прямое пассажирское сообщение с городом Кировом и осуществлялась
перевозка грузов. Вместе с ней появилась узкоколейная железная дорога для доставки торфа к ТЭЦ, с мостом через реку Чепцу, которая соединяла станцию Чепецкая и конечную станцию поселка Каринторф. Эта линия функционирует до сих пор и служит городским транспортом в заречный микрорайон. А вот электрички по «настоящей» железной дороге отменены много лет назад, снесено и здание железнодорожного вокзала. Оно было построено в 1953 году и находилось там, где сейчас поворот с Заводской улицы на Вокзальную у 2-го поста.
Из архивных документов мы узнаем, что начало железнодорожного строительства относится к 1940 году, когда было организовано железнодорожное сообщение площадки строящегося Кирово-Чепецкого промышленного узла (ТЭЦ и
завода №752) с полустанком Бумкомбинат на линии Транссиба. 22 июля 1951 года приказом директора завода №752 Я.Ф. Терещенко на станции Чепецкая начали строительство железнодорожного пакгауза и трех домов жилой площадью 885 квадратных метров для работников железнодорожной станции Чепецкая Горьковской железной дороги.
4 октября 1951 года была организована первая прицепка пассажирского вагона к грузовым составам, а 20 ноября открыли регулярное пассажирское сообщение. С 11 августа 1952 года станция перешла в ведение Министерства путей сообщения СССР. 18 января 1954 года все объекты станции Чепецкая (вокзал, пакгаузы, платформы, жилые дома, линии электропередачи трансформаторная подстанция) и путевое хозяйство между станциями Бумкомбинат и Чепецкая приняла Горьковская железная дорога.
Вспоминает Фарида Арасланова, которая в этом году отмечает свое 75-летие. Фарида Сергеевна жила в поселке ТЭЦ-3 и училась в школе №5. Сегодня в здании той школы располагается Кирово-Чепецкий районный военкомат. В детстве ей часто приходилось ездить на электричке со станции Чепецкая до Кирова. Там жила ее тетя, которая в одиночку воспитывала пятерых детей.
— Моя мама чем могла, помогала своей сестре. У нас в поселке было очень хорошее продуктовое снабжение. Что-то мама оставляла в семье, остальное отвозила сестре. Ездили мы на электричке, она меня всегда с собой брала. Мне запомнился серый вокзал, в котором был хороший буфет. Там мне мама обязательно что-нибудь покупала: выпечку или недорогие карамельки «Дунькина радость», как мы их называли. Я думаю, что возобновление запуска электрички будет удобно для тех, кто едет в Киров рано утром. Главное, чтобы автобусы до электрички вовремя доходили, — говорит Фарида Сергеевна.
Кирово-Чепецк получил шоссейную дорогу до областного центра только летом 1959 года, когда Кировскую область должен был посетить первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Ожидалось посещение им нашего завода, и чтобы не везти Хрущева по бездорожью, за три месяца до визита появилась надежная автодорога. А до этого основным средством передвижения был железнодорожный и водный транспорт. Продукты и грузы доставляли по железной дороге и на баржах.
Сегодня одним из приоритетных направлений развития пригородного железнодорожного транспорта власти региона считают запуск электрички сообщением Киров — Кирово-Чепецк. Этот вопрос активно обсуждается жителями.
— Проект очень масштабный, — сказал глава администрации Кирово-Чепецка Станислав Коваленко. — Важно понимать, что станция — это всерьез и надолго. И место, где будет расположена посадочная платформа, нужно просчитать на предмет эффективности, целесообразности дальнейшего использования. В этих расчетах задействовано большое количество людей в Нижнем Новгороде, Кирове и Кирово-Чепецке.
О необходимости запуска электропоезда между двумя крупными городами региона — Кировом и Кирово-Чепецком — заявил зампред правительства Кировской области Алексей Жердев. Развитие Кировской агломерации требует возродить курсирование электричек. Также планируется запуск маршрута выходного дня, который обещает стать экономически
оправданным. Железнодорожным сообщением планируется связать с Кировом и третий город Кировской агломерации — Слободской, пишет российская общефедеральная отраслевая газета железнодорожников «Гудок».
Называть дату, когда можно будет проехать на первой электричке, пока рано. Возможно, она отправится с платформы станции Чепецкая, когда начнется строительство тоннеля в Нововятске. И это поможет уменьшить пробки на кировской автодороге.
— Опыт других городов показывает, что железнодорожный транспорт оправдывает свое назначение, если все правильно рассчитать. Чепецку нужно развиваться, и мы движемся в этом направлении. Если жителям города понравится быстро и комфортно добираться на электричке до Кирова, значит, история будет жить, — заключил Станислав Коваленко.
Майя Ефремова
Автор благодарит сотрудников Музея истории железной дороги станции Киров и районного архива города Кирово-Чепецка за помощь в подборе материалов и предоставлении фотографий.
Алексей, когда переезд в Нововятске закроют на Nое количество лет, то поймешь. Если конечно пользуешься общественным транспортом, если нет, то наверно так и останется для тебя загадкой...
Лично для меня осталось загадкой, для кого и для чего хотят запустить электричку?
Включаем логику. Как люди будут с Бума до города добираться? Посчитайте количество рейсов автобусов. Никакой экономии не будет. Только трата денег и времени. И это ещё не рассматривается ситуация с состоянием дороги
Хорошая дорога конечно выход и было бы здорово! Но ,похоже,в заговоре с РЖД можно больше украсть из проекта...
Электричка будет ходит три раза в неделю.
Вечером из Кирова на 103 приходится ехать на ногах в тесноте, все толкаются, сиденья заняты. С электричкой будет проще. Может быть и в 70-х ездило что-то типа поезд-дизель-скотовозка, сейчас другое время и уж точно не Мотолыга повезет пассажиров. Железное полотно есть, поезд есть, не с ноля же строить будут. Почему бы и не пустить электричку. А там видно будет.
Вряд ли данный проект получит свое развитие. Его ведь уже пробовали запустить, но потом закрыли. Не удобно это. Нужно вкладывать деньги в развитие автомобильной дороги Кирово-Чепецк - Киров. Она уже давно не соответствует тому автомобильному потоку, который по ней движется. В этом вас поддержит большинство населения Кирово-Чепецка. Перестаньте тратить деньги в некуда.
103 маршрут в основном набирает пассажиров в городе и далее в Нововятске, все. Если кто-то хочет оспорить, то вспомните, как пустеет автобус после Нововятска при движении в город. Электричка будет ходить пустая, ну может только утром и вечером будет заполняемость, это как шестой маршрут. В любом случае, электричка не будет ходить каждые 20 минут. Да и 103 маршрут проходит по городу, десять минут и ты на остановке, пешочком, не торопясь. В общем власть в очередной раз демонстрирует полное пренебрежение к людям.
Какая электричка? Вы о чем? В начале 70х поезд-дизель-скотовозка. Да-да было сообщение как сейчас помню, ходила зимой какая-то Моталыга, можно было выйти на станции Чижеги далее пешком добраться до Каркино. Моталыга шла дальше на Бумкомбинат. При посадке в эту Моталыгу на станции Чепецкая ходила по раздолбанному вагону тетя с фонарём чего-то проверяла. Зимой жуть как холодно, комфорта ноль, ни света ни тепла в вагоне не было. Никаких электричек в помине не было. От чего ушли к тому и пришли. В середине 80-х чего то родили, затем благополучно похоронили.