Практически любой человек, столкнувшийся с поломкой бытовой техники, задается вопросом: починить или купить новую?
Для большинства ответ очевиден – ремонт. Благо предложений услуги в интернете предостаточно. А можно найти в почтовом ящике листовку с текстом, написанным от руки: «Мастер Сергей. Приду быстро. Живу рядом. Низкие цены».
Но не все так радужно, как обещают. Стоимость ремонта оказывается значительно выше, чем можно было себе представить. И в большинстве случаев она совершенно не обоснована. Мы решили разобраться в этом вопросе.
Оказалось, точно такие же листовки приходят к жителям других городов. И везде «мастера своего дела» живут рядом и готовы прийти на помощь. Как же это устроено?
Человек звонит по телефону мастера, указанному в листовке, а на самом деле попадает в кол-центр, где его внимательно выслушают, зададут вопросы для оценки ситуации и согласуют время визита мастера. Любое время, которое вы назовете, будет свободно. Правда, придет не сам «мастер», кто с вами говорит, а его «напарник». Так случилось с Олегом.
Сломался водонагреватель в период летнего отключения горячей воды, и потребовался срочный ремонт. В назначенный день и час мастер Артур появился на пороге. После первичного осмотра он констатировал, что требуется замена водонагревательного тэна и клавиши выключателя. После чего принялся за работу. Заменив детали, провел нехитрую калькуляцию и озвучил стоимость ремонта вместе с деталями - 6500 рублей. В представлении Олега сумма должна была быть меньше как минимум вполовину. Но ведь мастеру виднее, да и цены на импортные детали, наверное, выросли... Олег не стал спорить и заплатил. Мастер приободрил, что дает гарантию два года на детали и работу.
- Если что-то пойдет не так, вы звоните - все починим! - заверил он напоследок.
Но Олег решил перепроверить стоимость ремонта. Оказалось, что в городской мастерской точно такой же ремонт обошелся бы ему в 3000 рублей, а покупка нового водонагревателя - в 6500 рублей. То есть можно было просто купить новый прибор. Он вновь позвонил по телефону, указанному в листовке. Выслушав претензию, ему ответили, что стоимость деталей у всех разная, а они работают только с проверенными поставщиками, поэтому стоимость обоснована.
Тогда Олег пожаловался на небольшую течь из водонагревателя и попросил, чтобы мастер пришел для устранения. Заявку приняли, и на следующий день Артур вновь появился на пороге (он, кстати, оказался не Артуром, а Михаилом).
В личном разговоре Михаил рассказал, что в России есть несколько компаний, которые занимаются сбором заявок на ремонт бытовой техники, компьютеров, сантехники и электрики. В каждом городе эти заявки предлагают частным мастерам по ремонту. От 50 до 70% стоимости ремонта мастер должен отдать компании. А ведь себе тоже что-то надо оставить, поэтому цена ремонта умножается на два!
"Этот сервис очень похож на работу такси: человек вызывает мастера по ремонту, оператор размещает заказ в приложении, свободный мастер забирает заказ, после отчитывается о его выполнении и передает деньги в компанию, - пояснил Михаил. - Так же на популярных интернет-площадках Avito, «Юла», «ВКонтакте» они размещают объявления под видом частных мастеров и за счет платного размещения стоят всегда на первых строках поисковых запросов. До реальных объявлений от частных мастеров люди просто не добираются, так как их ставят в самый конец списка".
Часть денег Олегу удалось вернуть после указания на недочеты в работе мастера, но это, скорее, исключение из правил. Большинство даже не будет пытаться вернуть свои деньги.
По такой схеме работают и компьютерные мастера: за настройку компьютера не стесняются взять половину стоимости самого компьютера.
"Такие агрегаторы заказов делают все, чтобы человек не имел возможности дозвониться кому-нибудь, кроме них, — сетует мастер. — Фактически, каждый, кто озадачился ремонтом техники и пошел искать исполнителя в интернете, почти на 100% станет именно их клиентом. С точки зрения закона компания и мастер чисты. Вы сами вызываете, платите за ремонт по договору, соответственно, и причин для разбирательств в полиции нет".
Чтобы не попасть в руки к таким мастерам, стоит запомнить простые правила.
Поинтересуйтесь у знакомых, не сталкивался ли кто-то из них с подобной неисправностью. Если такие найдутся, то лучше обратиться к мастеру по их рекомендации. Если, конечно, это хороший мастер.
Не стоит хвататься за первое попавшееся объявление частного мастера, потому что объявления в интернете обычно в топе, их выдают первыми по списку. Они платят за публикации деньги, тогда как обычные мастера не вкладывают в это деньги.
Посмотрите частные объявления в газетах или на телевидении. Чаще всего компании - агрегаторы заявок стараются избегать контактов со СМИ и предпочитают им листовки в почтовых ящиках и объявления в интернете.
Обязательно стоит посмотреть отзывы, которые оставляют клиенты к объявлению мастера в интернете. Хвалебные штампованные отзывы воспринимайте с недоверием. Все негативные отзывы обычно в самом низу, не поленитесь промотать. Именно они могут подсказать, чего ждать от мастера.
Если есть возможность — привезите неисправную технику в сервис самостоятельно. Это обойдется дешевле. Ведь в этом случае мастер может заниматься сразу несколькими заказами. Будьте бдительны и не позволяйте себя обмануть.
Об этом и речь. А хитрые мастера починят по цене новой вашу старую машинку.
Ага попробуйте починить бытовую технику, особенно стиралку, которой 6-8-10 лет, если там полетело что-то серьёзное-остаётся выкинуть, не спасёт самый рукастый мастер.