Все о Кирово-Чепецке
и его жителях
12+
Скачать газету
По страницам тетради в клеточку
23 июля 2023
0
6

Когда-то в селе Ржаном Поломе раздавался фабричный гудок и на всю округу звонили колокола, люди ходили смотреть «волшебный фонарь» и на спектакли московских артистов. Память об этом хранит небольшой сельский музей.

Ржаной Полом, так его называли когда-то, - старинное красивое село с богатой историей. Поломчане сохранили историю села, семейных поколений. Они несут в музей старинные предметы быта, документы, фотографии, собирают родословные. Здесь собраны работы местных рукодельниц, гончарные изделия и изделия из лозы.

Жители села считают: важно понимать, что мы не просто так пришли в этот мир, и задолго до нас здесь жили люди. Удивительными и невероятными могут быть их биографии. Каждый человек проходит свой путь, встречая и радости, и беды. Это важно для следующих поколений.

У истоков создания музея стояли Светлана Аркадьевна Дубовцева и Галина Дмитриевна Семеновых. Не зря хлопотали для сохранения истории Поломской земли и семей, которые на ней жили и трудились. В 2008 году библиотека получила статус Музея семьи. У Полома есть даже свой исторический роман «Передел земли» - художественное произведение, написанное Александром Ходыревым, родившимся в деревне Малой Чернушке Ржанополомской волости. Читается он на одном дыхании. Герои романа не выдуманы, они жили здесь.

Из романа Александра Ходырева: «С давних времен красовалось старинное село Полом. Первые застройщики выбрали для него высокое, живописное место. Один конец улицы вытягивался по склону к речушке, другой двусторонком выстроился по ее угористому берегу. Сегодня, стоя у белой стены Благовещенской церкви села Полома, трудно поверить, что сто лет назад это был величественной красоты храм. Построил его православный народ из Ржаного Полома, из окрестных деревень и починков.

Храм был небесного цвета с зеленой крышей, с пятью зелеными куполами. Купола и потолок расписывались столичными художниками. Колокола были отлиты на холуницких заводах. В 1916 году церковная казна собиралась приобрести колокол в 500 пудов весом. Не случилось…

Сто лет назад у этих самых стен располагались коновязи. На площади выстраивались торговые ряды. По воскресеньям и в престольные праздники колокольный звон оповещал о начале ярмарки. Сюда с возами товаров съезжались купцы разных гильдий и крестьяне. Приезжали из деревень кто с чем. Люди умели не только лапти плести. Деревенские умельцы могли похвастаться тонкими холстами, узористой пестрядью собственноручного изготовления. Торговали также щетиной, шерстью, медом, льняным маслом – всем тем, что производили своим трудом.

Из самого Санкт-Петербурга приезжали покупщики скупать зерно! Главным занятием ржанополомских крестьян оставалось земледелие. Выращивали пшеницу твердых сортов, овес, ячмень, рожь. Рожь удавалась колос к колосу, зерно к зерну. Казалось, поле — это озеро, наполненное хлебным золотом, до дна не вычерпаешь. Мельники и их ветряные и водяные мельницы не знали недостатка в помольцах.

Село было волостное, в его округе 53 селения, жили в них мастеровые люди. В Летовцах, например, 54 двора стояло. Там жили пимокаты, крашенинники, сапожники, шорники, овчинники, мясники, булочники. Пимокаты били шерсть и катали валенки. Крашенинники красили моты, холсты, нити. Шорники изготавливали конскую упряжь. В Клюкинцах жили бондари: кадки, квашенки делали. В Нелюбинцах - богомазы (иконописцы). В соседней деревне – гармонщики: гармони делали и чинили.

В 1914 году предприимчивый волостной старшина из Полома установил связь с военным интендантством и наладил поставку выделанной овчины для русской армии. Его овчинный завод, где на постоянной основе трудились мастера по выделке овчины, процветал, и овчинное дело развивалось.

Товарообмен меж людьми шел полным ходом. До войны, до революции на поломских землях, добрых для хлебопашества, возделывались пшеничные, овсяные и ржаные поля. В середине лета, когда зацветали льняные посевы, на зеленых стеблях распускалось множество голубых цветков, и крестьянские поля превращались в зрелище необыкновенной красоты. Лен в большом количестве поломчане выращивали на волокно и масло. Из льняного волокна изготовляли пряжу, ткань, верхнюю одежду и нательное белье. Из семян – масло.

Лен, целые поля, теребили вручную дети с семи лет, подростки и женщины. Теребить - значит выдергивать растение с корнем. Теребили, колотили, стлали, убирали, а зимой женщины ломали и сдавали треской (льняная солома), готовой куделью (чесаное волокно для пряжи). До революции по деревням разъезжали покупщики и скупали в домах льняное сырье, готовые холсты.

В советское время колхозники льняную треску и кудель возили сдавать в Вожгалы. Зимой работали за трудодни. Женщины, сколь поспят, да кто вперед, кто больше захватит, ведь на льну можно было хорошо заработать. Молодые женщины уходили, бабки оставались дома стряпать, а молоденькие ломали лен».

Справка военно-интендантского ведомства России СПб, 1883 год: «… льняного крестьянского холста поступает в продажу в год до 93 миллионов аршин. …Вятская губерния дает свыше 12,8 миллиона метров, то есть 35,068 километра в сутки».

В музее хранится информация, что в «Красной школе» был свой настоящий театр с большой костюмерной. Сюда приезжали артисты московских театров и давали спектакли. В революцию в селе создали коммуну, где была фабрика музыкальных инструментов и школьных принадлежностей, которые отправляли по всей стране со станции Просница. На фабрику, рассказывает Светлана Аркадьевна, заходили по фабричному гудку и уходили со смены по фабричному гудку. И работало там очень много людей. Есть в музее и привезенная с фронта Второй мировой из Польши гипсовая статуэтка Василия Теркина.

Много поломских родословных собрано в стенах музея.

- Как дерево держится на корню, так и род держится на старейших его членах, - начинает свой рассказ Анна Сырчина, ученица Поломской школы. - В нашей семье примером для подражания всегда была бабушка Таисия Антоновна Сырчина. Она родилась в 1935 году. В обычной тетради в клеточку в 96 листов она записывала воспоминания о своей жизни. Почерк очень красивый - каллиграфический, так ее научили в школе. Мы понимаем ценность тетради. Это не просто предмет, а историческая реликвия. Документ, который связан с историческими событиями прошлого.

Из записей следует, что родилась Таисия Антоновна Сырчина в деревне Сырчино, что на берегу реки Сырчинки, след от которой остался только на старой карте. Тятя ее зимой ремонтировал валенки, а летом сапоги. Она рассказывает, как на вечерке встретила любовь всей своей жизни – Василия Сырчина. Подошел он к ней и сказал: «Я бы за эти косички красную корову отдал». Сыграли свадьбу, и новой родиной ее стала деревня Летовцы. Род Сырчиных большой, все ремеслом зарабатывали. В Поломе все знают зоотехника Веру Николаевну Новокшонову. Теперь она на пенсии. Ее родственник из Кирово-Чепецка составил родословную в фотографиях из 11 поколений. Это уникальные экспонаты. О поломском музее знают в России, о его работе рассказывают на курсах повышения квалификации библиотекарей. Музей расположен в библиотеке на улице Героя Советского Союза Петра Родыгина.

Приезжайте в Музей семьи. Вас обязательно угостят чаем из поломских трав за старинным круглым столом. Посмотрите на Василия Теркина из Польши, посмотрите старинные фотографии в альбомах и на стендах. Какие красивые лица смотрят с фотографий… Мы знаем, как много и тяжело трудились люди, жившие до нас, но, как следует из записей «тетради в клеточку», люди не жаловались - они умели радоваться тому редкому и малому счастью, тому хорошему, что выпало на их долю.

Фото: Майя Ефремова

Теги:
Комментарии
Добавить комментарий
Последние комментарии
На фото, мальчик выглядит так как положено настоящему герою. Дядя генерал как только что слез с аттракциона Американские горки.
Маленький герой из Вятский Полян получил награду «Горячее сердце»
Й 2024-05-18 12:19:52
Крокус-фокус наглядно продемонстрировал готовность столичных силовых структур к так называемым "террористическим действиям". Если уж Москва пролетела фанерой в защите людей, то чего требовать от наших местных силовых структур, только показухи, типа мы готовы встретить бандитов. Случись что, кто у нас прилетит на место происшествия, сотрудники милиции-полиции, так это не их профиль, ждать пока из Кирова приедут, если там еще хоть что-то есть в плане профессиональных действий против бандитов, то тут уже все будет кончено. Вопрос, а у нас два крупнейших опасных производственных объекта города хоть как-то защищены в плане террора, на мой любительский взгляд нет. Террористы пройдут охрану и даже ее не заметят. Надо дело делать, а не показушные учения устраивать.
В школах Кирово-Чепецка пройдут антитеррористические учения
Гость 2024-05-17 17:11:45
Как всегда техникой помогает СЕВЕР!!!
Началось благоустройство тротуара на улице 60 лет Октября
Василий 2024-05-17 07:05:34
А на Заводской когда озаботятся тополями, особенно в нижней части, где вода затапливает корневую систему тополей. Высота деревьев такая, что они могут спокойно рухнуть на дорогу и тогда последствия будут заметными. Хотя и сейчас, после сильных ветров, поломанные ветки изрядной толщины иногда лежат на тротуаре. Хорошо, что пока везет и никого не пришибло этими ветками. Власть ждет, пока рухнет путепровод над железкой, когда что-нибудь случится с тремя мостами на въезде в город и по Заводской, когда кого-нибудь пришибет на тротуаре веткой или деревом, а при падении на дорогу тут вообще возможно все. Падение таких исполинов на автобус в час пик, это будет не очень хорошо.
Началось благоустройство тротуара на улице 60 лет Октября
Гость 2024-05-16 18:41:41
Дешевле не открывать лагерь. А то как быть с замочной скважиной. Это же причина всех бед.
Школьные лагеря готовят к открытию
Алекс 2024-05-16 04:08:41