Когда-то в селе Ржаном Поломе раздавался фабричный гудок и на всю округу звонили колокола, люди ходили смотреть «волшебный фонарь» и на спектакли московских артистов. Память об этом хранит небольшой сельский музей.
Ржаной Полом, так его называли когда-то, - старинное красивое село с богатой историей. Поломчане сохранили историю села, семейных поколений. Они несут в музей старинные предметы быта, документы, фотографии, собирают родословные. Здесь собраны работы местных рукодельниц, гончарные изделия и изделия из лозы.
Жители села считают: важно понимать, что мы не просто так пришли в этот мир, и задолго до нас здесь жили люди. Удивительными и невероятными могут быть их биографии. Каждый человек проходит свой путь, встречая и радости, и беды. Это важно для следующих поколений.
У истоков создания музея стояли Светлана Аркадьевна Дубовцева и Галина Дмитриевна Семеновых. Не зря хлопотали для сохранения истории Поломской земли и семей, которые на ней жили и трудились. В 2008 году библиотека получила статус Музея семьи. У Полома есть даже свой исторический роман «Передел земли» - художественное произведение, написанное Александром Ходыревым, родившимся в деревне Малой Чернушке Ржанополомской волости. Читается он на одном дыхании. Герои романа не выдуманы, они жили здесь.
Из романа Александра Ходырева: «С давних времен красовалось старинное село Полом. Первые застройщики выбрали для него высокое, живописное место. Один конец улицы вытягивался по склону к речушке, другой двусторонком выстроился по ее угористому берегу. Сегодня, стоя у белой стены Благовещенской церкви села Полома, трудно поверить, что сто лет назад это был величественной красоты храм. Построил его православный народ из Ржаного Полома, из окрестных деревень и починков.
Храм был небесного цвета с зеленой крышей, с пятью зелеными куполами. Купола и потолок расписывались столичными художниками. Колокола были отлиты на холуницких заводах. В 1916 году церковная казна собиралась приобрести колокол в 500 пудов весом. Не случилось…
Сто лет назад у этих самых стен располагались коновязи. На площади выстраивались торговые ряды. По воскресеньям и в престольные праздники колокольный звон оповещал о начале ярмарки. Сюда с возами товаров съезжались купцы разных гильдий и крестьяне. Приезжали из деревень кто с чем. Люди умели не только лапти плести. Деревенские умельцы могли похвастаться тонкими холстами, узористой пестрядью собственноручного изготовления. Торговали также щетиной, шерстью, медом, льняным маслом – всем тем, что производили своим трудом.
Из самого Санкт-Петербурга приезжали покупщики скупать зерно! Главным занятием ржанополомских крестьян оставалось земледелие. Выращивали пшеницу твердых сортов, овес, ячмень, рожь. Рожь удавалась колос к колосу, зерно к зерну. Казалось, поле — это озеро, наполненное хлебным золотом, до дна не вычерпаешь. Мельники и их ветряные и водяные мельницы не знали недостатка в помольцах.
Село было волостное, в его округе 53 селения, жили в них мастеровые люди. В Летовцах, например, 54 двора стояло. Там жили пимокаты, крашенинники, сапожники, шорники, овчинники, мясники, булочники. Пимокаты били шерсть и катали валенки. Крашенинники красили моты, холсты, нити. Шорники изготавливали конскую упряжь. В Клюкинцах жили бондари: кадки, квашенки делали. В Нелюбинцах - богомазы (иконописцы). В соседней деревне – гармонщики: гармони делали и чинили.
В 1914 году предприимчивый волостной старшина из Полома установил связь с военным интендантством и наладил поставку выделанной овчины для русской армии. Его овчинный завод, где на постоянной основе трудились мастера по выделке овчины, процветал, и овчинное дело развивалось.
Товарообмен меж людьми шел полным ходом. До войны, до революции на поломских землях, добрых для хлебопашества, возделывались пшеничные, овсяные и ржаные поля. В середине лета, когда зацветали льняные посевы, на зеленых стеблях распускалось множество голубых цветков, и крестьянские поля превращались в зрелище необыкновенной красоты. Лен в большом количестве поломчане выращивали на волокно и масло. Из льняного волокна изготовляли пряжу, ткань, верхнюю одежду и нательное белье. Из семян – масло.
Лен, целые поля, теребили вручную дети с семи лет, подростки и женщины. Теребить - значит выдергивать растение с корнем. Теребили, колотили, стлали, убирали, а зимой женщины ломали и сдавали треской (льняная солома), готовой куделью (чесаное волокно для пряжи). До революции по деревням разъезжали покупщики и скупали в домах льняное сырье, готовые холсты.
В советское время колхозники льняную треску и кудель возили сдавать в Вожгалы. Зимой работали за трудодни. Женщины, сколь поспят, да кто вперед, кто больше захватит, ведь на льну можно было хорошо заработать. Молодые женщины уходили, бабки оставались дома стряпать, а молоденькие ломали лен».
Справка военно-интендантского ведомства России СПб, 1883 год: «… льняного крестьянского холста поступает в продажу в год до 93 миллионов аршин. …Вятская губерния дает свыше 12,8 миллиона метров, то есть 35,068 километра в сутки».
В музее хранится информация, что в «Красной школе» был свой настоящий театр с большой костюмерной. Сюда приезжали артисты московских театров и давали спектакли. В революцию в селе создали коммуну, где была фабрика музыкальных инструментов и школьных принадлежностей, которые отправляли по всей стране со станции Просница. На фабрику, рассказывает Светлана Аркадьевна, заходили по фабричному гудку и уходили со смены по фабричному гудку. И работало там очень много людей. Есть в музее и привезенная с фронта Второй мировой из Польши гипсовая статуэтка Василия Теркина.
Много поломских родословных собрано в стенах музея.
- Как дерево держится на корню, так и род держится на старейших его членах, - начинает свой рассказ Анна Сырчина, ученица Поломской школы. - В нашей семье примером для подражания всегда была бабушка Таисия Антоновна Сырчина. Она родилась в 1935 году. В обычной тетради в клеточку в 96 листов она записывала воспоминания о своей жизни. Почерк очень красивый - каллиграфический, так ее научили в школе. Мы понимаем ценность тетради. Это не просто предмет, а историческая реликвия. Документ, который связан с историческими событиями прошлого.
Из записей следует, что родилась Таисия Антоновна Сырчина в деревне Сырчино, что на берегу реки Сырчинки, след от которой остался только на старой карте. Тятя ее зимой ремонтировал валенки, а летом сапоги. Она рассказывает, как на вечерке встретила любовь всей своей жизни – Василия Сырчина. Подошел он к ней и сказал: «Я бы за эти косички красную корову отдал». Сыграли свадьбу, и новой родиной ее стала деревня Летовцы. Род Сырчиных большой, все ремеслом зарабатывали. В Поломе все знают зоотехника Веру Николаевну Новокшонову. Теперь она на пенсии. Ее родственник из Кирово-Чепецка составил родословную в фотографиях из 11 поколений. Это уникальные экспонаты. О поломском музее знают в России, о его работе рассказывают на курсах повышения квалификации библиотекарей. Музей расположен в библиотеке на улице Героя Советского Союза Петра Родыгина.
Приезжайте в Музей семьи. Вас обязательно угостят чаем из поломских трав за старинным круглым столом. Посмотрите на Василия Теркина из Польши, посмотрите старинные фотографии в альбомах и на стендах. Какие красивые лица смотрят с фотографий… Мы знаем, как много и тяжело трудились люди, жившие до нас, но, как следует из записей «тетради в клеточку», люди не жаловались - они умели радоваться тому редкому и малому счастью, тому хорошему, что выпало на их долю.
Фото: Майя Ефремова