Для Екатерины Рыловой и ее брата нынешний Великорецкий крестный ход стал уже девятым.
Десятки тысяч паломников каждый год в начале лета собираются у стен Успенского Трифонова мужского монастыря, чтобы выполнить обет и вернуть образ Святителя Николая к месту обретения - на берег реки Великой в село Великорецкое.
В Великорецкий крестный ход, по мнению Екатерины, ходят три основные категории людей. Прежде всего это глубоко воцерковленные люди, которые, как правило, идут большими приходами со священником во главе. Вторая категория – люди, которых в крестный ход привели беды и проблемы, и они верят, что крестный ход и его соборная молитва помогут разрешить тяжелые ситуации. И третьи - это те, для которых крестный ход – проверка и испытание своих физических сил и возможностей.
"Впечатление от первого нашего хода было потрясающим. Мы тогда не понимали, зачем идем. Как правильно идти крестным ходом? С каким настроем? Что люди кладут в свои рюкзаки, собираясь в поход? Ведь тяжесть не в рюкзаке, а в грехах, которые ты тащишь на своих плечах", - говорит Екатерина.
Спустя время она поняла, что крестный ход для многих - это благодать, которую, возможно, они не могут ощутить в полной мере в обычной жизни. И чудодейственна помощь Святого Николая во всем: от укрепления веры до помощи в житейских делах. Например, есть дети, излечившиеся от заикания. Вот идет мужчина и объясняет другому причину своего хода: «Знаешь, у меня доходы упали со ста миллионов до пятидесяти». А его бабулечка обгоняет. У нее тоже проблемы, она надеется, что Святой Николай поможет.
Крестный ход - удивительный социальный и географический срез нашей страны. Люди едут в Киров отовсюду, от Камчатки до Калининграда. Едут большими приходами, и по одному-двое, и семьями. И не разберешь, кто рядом идет: чиновник или продавец. Все в платочках, походной одежде и с рюкзаками. Все равны.
"И всем Святой Николай помогает: если бы не помогал, никто бы с дивана не встал. Пошли бы проверить силы на Алтай, на Эверест. Но едут в Великорецкое. Как мы идем к врачу за помощью, так идут за помощью к Святому Николаю", - уверяет Екатерина.
Паломники спят по три часа, идут по восемь с половиной. В этом году по утрам приходилось лед с палаток стряхивать. Дождливо и холодно было. Местами непроходимая грязь.
"Но только появится мысль выйти из хода, как обгоняет тебя папа с малышом. И ты видишь маленькие ножки, маленький рюкзачок за спиной. Ему тоже тяжело, он не выспался, клюет носом. И становится стыдно за себя - взрослую, сильную, которая готовилась к ходу и не выдержала. А рядом бабушка с двумя палками, потому что болят спина и ноги. Как я могу выйти?" - продолжает рассказ паломница.
Такой взаимопомощи, как в Крестном ходе, Екатерина нигде не видела. Люди мгновенно откликаются, если надо воды или надо присесть, с радостью делятся тем, чего у самих мало. Кто-то передаст свой посох, чтобы другому было легче шагать. Здесь разница ощущений физического недомогания и душевной благодати очень яркая.
"Когда приходишь в Великорецкое, стоит обратить внимание на тех, кто сосредоточен. Им еще предстоит отстоять несколько часов в очереди на исповедь. Их еще ждет ночная литургия, причастие, а потом праздничная ранняя литургия", - поясняет Екатерина.
Святой Николай за время пути слышит молитвы паломников и видит, что люди очень стараются, чтобы этот ход помог им укрепиться в вере, стать лучшей версией себя. Николай все это видит и слышит - и помогает. И так же будет помогать на следующий год всем, кто решится пойти в Великорецкий крестный ход. В этом Екатерина уверена.
Майя Ефремова
фото: правительство Кировской области, героиня публикации