Только за одни сутки цена на дизельное топливо в Кировской области выросла на 10%, цена за литр 92 бензина остается на уровне 49-53 рубля, 95-го - 58 рублей. Предел ли это? Ожидается ли снижение? И что будет дальше?
Комментарий дал Рустем Садыков, генеральный директор ООО "Чепецкнефтепродукт".
Почему на разных АЗС разная цена на бензин, а на заправках «Движения» она сегодня выше, чем на других?
- Розничный рынок регулируется государством, поэтому цена не может повышаться в пределах инфляции. Однако независимые розничные компании, как наша, исходят только из рыночных условий. Мы покупаем нефтепродукты на бирже, и исходя из закупочных цен и нормы рентабельности формируем рыночные цены. Поэтому может быть дисбаланс – наши цены могут быть выше или ниже цен на АЗС -рынке.
Почему цены растут?
- С начала августа идут рекорды с биржи по оптовым ценам на бензин и дизельное топливо. На это есть несколько причин. Семь заводов находятся на ремонте. Ослабление рубля. Выросла цена на нефть и нефтепродукты в долларе. Если перемножить ее на ослабевший рубль, цена увеличится. Наконец, с 1 сентября нефтяным компаниям были урезаны в 2 раза выплаты по демпферу – это механизм, который позволял компаниям получать разницу между экспортной альтернативой и внутренней ценой, которая утверждена правительством страны. Сравним: цена на экспорт нефтепродуктов сегодня 120 тысяч рублей за тонну, а внутренняя – 70-80 тысяч рублей за тонну. Демпфер снижен - компаниям выгоднее уйти на экспорт, и они уходят, а на внутреннем рынке возникает дефицит.
То есть на внутреннем рыке сейчас не хватает нефтепродуктов?
- Да, потому что основные продавцы – вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые добывают, перерабатывают и обязаны выставлять определенные нефтепродукты на биржу, сократили внутренние объемы, потому что ушли на экспорт. А покупателей осталось столько же. Даже на бирже сегодня невозможно купить нефтепробукты в том объеме, в котором необходимо. А купить пытаются все, поэтому цена постоянно повышается.
Что в перспективе?
- Если сравнивать майские цены и текущие, рост по дизельному топливу по опту составил 50 процентов, по бензину – порядка 40. В рознице в нашей сети рост составил 11-12 процентов. Оптовые цены выросли больше, розница пока еще не догнала этот рост. Но должна догнать. Сейчас мы покупаем дизель по цене 78 тысяч рублей за тонну, с учетом рентабельности цена за литр на АЗС должна быть выше 70 рублей. У нас пока 65-66 рублей за литр. Если ничего правительство не сделает, розница будет расти и дальше.
Рост цены не связан с сезоном?
- Рост не связан с сезоном. Это системный кризис. Наложилось много факторов. Если внутренний рынок будет насыщен, будет много предложений, тогда и цены пойдут вниз. Но быстро сделать это сложно, если только правительство не снимет целенаправленно объемы с экспорта и не направит их на внутренний рынок.
Было так раньше?
- Такого никогда еще не было. Рынок рос, но продукт был. Сейчас получается, что и продукт купить нельзя. Ситуация очень серьезная.
Благодарим за помощь в создании материала АКТВ
От президента научился красиво .... !
Это все, конечно, интересно. Но почему, все же, в нефтяной стране цены на бензин выросли?