С утра 9 августа в подвале дома 17А по проспекту Мира было шумно - работала помывочная установка, которая запускала холодную воду и сжатый воздух импульсами от компрессора промывочной установки в систему отопления.
Такая промывка называется гидропневматической. Она нужна для того, чтобы очистить трубы от грязи и ржавчины и подготовить их к пуску тепла. Пузырьки сжатого воздуха схлопываются внутри труб, поднимают осадок – и отложения вымываются наружу. Эксперты утверждают, что слой осадка толщиной в 1 мм способен уменьшить уровень теплоотдачи на 15%.
Если промывка в доме проходит качественно и регулярно, каждый год, на процедуру уходит ориентировочно два-три дня. Если же раньше промывка производилась некачественно, а трубы зашлакованы, потребуется до двух недель.
Промывку выполняют до тех пор, пока не увеличится пропускная способность, и вода не станет прозрачной. Тогда можно систему «консервировать» до начала отопительного сезона, а в момент пуска тепла лишь провести дополнительные регулировки и не переживать за ход отопительного сезона.
Сергей Манылов, директор управляющей компании «Надежный дом», обслуживающей дом на Мира, 17А, считает, что промывать систему нужно как можно раньше, еще в конце весны-начале лета:
«После окончания отопительного сезона взвеси в трубопроводах мягкие, их легче «отбить» ударами воздуха, чем когда трубы стоят месяцами и взвесь затвердевает. Жесткий осадок уменьшает пропускную способность системы. В результате зимой в отдельных квартирах может быть холодно. Искать причину «закупорки» в отопительный период сложно - для этого придется отключать от тепла целый стояк. Кроме того, при гидравлических испытаниях трубопроводы могут выйти из строя, обнаруживаются дефекты - все-таки жилфонд старый. Тогда нам приходится сливать воду, менять трубы и только потом сдавать работу тепловикам. Поэтому важно выполнить эти работы раньше старта отопительного сезона, чтобы все хорошо проверить и подготовить к зиме».
Кроме гидропневматической промывки, в наиболее «запущенных» случаях применяется химическая промывка. Промывка гидравлическим методом, путем простого заполнения и слива воды считается самой неэффективной, «для галочки».
Задача каждой управляющей компании – добиться качественной очистки трубопроводов. Если не провести качественную промывку и в системе теплоснабжения дома останутся отложения, отопительные приборы в квартирах могут прогреваться неравномерно, что приводит к снижению температуры воздуха в жилых помещениях в одной части жилого дома и к «перетопу» в другой. Чем качественнее дом готовят к зиме, тем меньше проблем будет в холода.
После промывки выполняется следующий этап – опрессовка элеваторного узла и системы отопления, чтобы зимой не было неплотностей и утечек.
В доме на Мира за работами следит Александр Зорин, руководитель второго участка тепловой инспекции «ЭнергосбыТ Плюс». Присутствие специалиста энергосбытовой компании обязательно во время проведения работ, оно помогает избежать формального подхода. Каждый тепловой узел дома проверяется согласно 103 и 115 приказам Минэнерго.
Специалист «ЭнергосбыТ Плюс» наблюдает не только за промывкой, но и за опрессовкой системы отопления и теплового узла – гидравлические испытания позволяют выявить слабые, дефектные участки стояков, запорной арматуры, мест соединений и своевременно устранить их.
Он же осматривает и «мониторит» приборы учета – они должны быть допущены в коммерческий учет. Сделать это рекомендуется до начала отопительного сезона, чтобы не возникало разногласий к расчетам.
После проверки специалист оформляет акт осмотра. В нем 25 пунктов. По каждому пункту пишется комментарий: все ли выполнено, зафиксированы ли замечания. Как рассказал Александр Алексеевич, в Кирово-Чепецке на сегодня 60 процентов домов получили акты осмотра с замечаниями, сейчас их отрабатывают. По остальным 40% актов нет. Ведется оценка.
«Самые распространенные замечания - нет актов герметизации теплового ввода. Герметичность теплового ввода в подвал дома должна быть надежно обеспечена, чтобы при потенциально возможной утечке или от грунтового затопления снаружи в подвал не попали вода и пар. В результате может выйти из строя оборудование и прибор учета, пострадают квартиры, - пояснил Александр Зорин. - Хочется, чтобы управляющие компании работали над улучшением качества промывок. У жилого дома есть лицевая часть – фасад, а есть внутреннее содержание. Мы призываем управляющие компании и самих жильцов, чтобы те в первую очередь обратили внимание на состояние инженерных коммуникаций, внутридомовые системы теплоснабжения».
Дом на Мира построен в 1959 году. Очевидно, что внутридомовые сети и запорная арматура за такой длительный срок без качественного обслуживания пришли бы в негодность.
Работа внутри дома – забота все тех же управляющих компаний. Этим летом специалисты «Надежного дома» заменили в квартирах не один десяток старых задвижек и кранов, стояков. Слесари продемонстрировали целую гору проржавевших и побелевших от налета демонтированных элементов. А ведь все они могли вызвать аварию в любой момент. Управляющая компания благодарит жильцов дома за доверие и сотрудничество, за возможность провести работы в квартирах.
Самые активные жильцы и вовсе готовы контролировать ход проверки лично, как сделал Денис Елькин, старший по дому 17А на проспекте Мира. Он в курсе всех действий управляющей компании.
«Считаю, что старший по дому имеет право контролировать процесс подготовки к отопительному сезону. Именно к старшему обращаются жильцы, когда возникают проблемы, и он обязан быть в курсе, - говорит Денис Елькин. – У нас дом дружный, все активно откликнулись на предложение заменить старые стояки, все обеспечили доступ в квартиры без проблем, так как все понимают, что это вопрос нашей безопасности и залог теплой зимы. Теперь оборудование новое, сейчас нам промоют хорошо систему, и мы ожидаем, что платеж за тепло и горячую воду у нас будет меньше. По опыту других домов видим: плата снизится процентов на 10».
Внутридомовое имущество – это имущество жильцов, которое обслуживает управляющая компания. И каждый жилец должен быть заинтересован в том, чтобы оно содержалось в нормальном состоянии. И каждый имеет право узнать, а как работает его УК, а подготовила ли она дом к зиме?
Посмотреть график проверок можно на сайте ЭнергосбыТ Плюс - https://kirov.esplus.ru/ и на сайте https://hot-water-kirov.ru/.
Осуществить промывку под контролем специалиста тепловой инспекции «ЭнергосбыТ Плюс» и с составлением соответствующих актов управляющие компании обязаны до 1 сентября.